Ответ на вопрос об упрощении процедуры получения российского гражданства соотечественниками невозможен без понимания того, кто же они такие – российские соотечественники за рубежом
Тема упрощенного получения российского гражданства – наверное, одна из самых актуальных для наших людей, оказавшихся за границей. Желание сохранить связи с Родиной и, конечно, же, и не в последнюю очередь – удобства экономического плана напрямую связаны с возможностью посещать Россию, минимизируя бюрократические препоны.
Актуальность темы подтверждается и тем, что не проходит и дня, чтобы в СМИ не мелькали слова «миграция», «соотечественники», «переселение», «гражданство». Законодатели вносят инициативы, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации их рассматривают, обсуждают, отклоняют… Действующий президент страны, тоже часто упоминает эти волнующие темы, даются поручения, персонально адресованные председателю правительства. Премьер в ответ берет повышенные обязательства и распоряжается сократить поставленные президентом Владимиром Путиным сроки разработки законопроекта об упрощении процедуры предоставления российского гражданства. Deadline всё ближе, теперь это 1 августа текущего года.
А что же произойдет после этого срока? Как разрешится, и разрешится ли волнующий очень многих вопрос? Разобраться очень непросто. И дело тут, как ни странно, в самих соотечественниках.
Многие из них хотели бы двойного гражданства – всем и сразу. Возвращаться (пока?) не готовы, но и терять возможность вернуться в Россию, если вдруг станет горячо или голодно на привычном уже месте за рубежом, тоже не хочется. И все это по-человечески понятно. А многие, напротив, ждут, когда же откроются пошире двери на Родину, потому что нет уже сил и времени терпеть и дожидаться, и решение принято давно, однако широко анонсированный новый вариант госпрограммы по содействию добровольному переселению соотечественников в Россию вступил в силу, но тут же так затормозил, что переселение практически прекратилось. Идет неспешное согласование новых региональных программ, а до их утверждения заявки не принимаются. К счастью, российский президент пошел дальше разработчиков госпрограммы:
«Россия нуждается в притоке новых сил, безусловно. Нуждается в умных, образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России и считают Россию своей родиной. Однако действующие правила не способствуют этому процессу. Скорее, наоборот. Процесс получения гражданства для наших соотечественников, для тех, кто культурно и духовно близок России, затруднён и до безобразия забюрократизирован. А вот завозить неквалифицированную рабочую силу, в том числе и нелегально, достаточно просто.
Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства. Одновременно считаю обоснованным и необходимым ужесточить наказания за незаконную миграцию, за нарушения в сфере регистрационного учёта. Соответствующие поправки уже находятся в Государственной Думе. Прошу депутатов принять эти законы».
Прошу простить за столь обильное цитирование, но дело в том, что приведенная выше цитата – это по сути дела и всё, что мы знаем точно про готовящиеся поправки к Закону о гражданстве Российской Федерации (или новый Закон?), которые должны быть разработаны уже к 1 августа.
Интересно и другое. Налицо смысловой разрыв между поручением президента и его толкованием теми людьми, которые по идее должны его выполнять. Вот точка зрения президента: «Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства». Всё остальное – вольные толкования. В том числе со стороны ответственных лиц, и в том числе прямо противоречащие президенту, например, совсем свежее заявление: «В настоящее время упрощенный порядок приобретения российского гражданства предусмотрен только для участников госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ. Поэтому сейчас рассматривается вопрос упрощенного получения гражданства и для других соотечественников без обязательного переезда на постоянное жительство в РФ и без отказа от иного имеющегося гражданства», – цитирует члена комитета Совета Федерации по международным делам Игоря Морозова пресс-служба Совфеда. Как говорится, почувствуйте разницу.
Вместе с тем, в начале июня профильный комитет Госдумы отверг законопроект сенаторов И.Умаханова, В.Джабарова и В.Фетисова об упрощенном порядке наделения российскими паспортами жителей бывшего Союза. Авторы проекта предложили предоставлять соотечественникам гражданство по упрощенной процедуре, не учитывая, в том числе, пятилетний срок проживания в России, наличие законного источника средств к существованию, степень владения русским языком. Такие требования, напомним, выдвигает действующий закон о гражданстве.
Так какие на самом деле новации ждут соотечественников 1 августа? Ответ будет парадоксальным – никаких. Однако делая столь смелое заявление, следует оговориться – никаких действительно значимых для соотечественников.
Тут следует, наверное, напомнить основное определение закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». К соотечественникам, согласно данному закону, относятся «лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ».
В том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства, выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
А теперь ответьте сами себе на вопрос – а кто такие соотечественники в контексте вышеприведенного определения?
И возможно ли какое-либо действительно значимое изменение федерального закона о гражданстве Российской Федерации без увязки с изменением законодательного же определения «соотечественника»?
Пока вы размышляете над ответом, я выскажу кратко свою точку зрения. Стоит только убрать из определения «соотечественника» юридический казус со словом «как правило», и многое станет на свои места. В том числе, гораздо проще будет непротиворечиво прописать новеллы об упрощении предоставления гражданства РФ в федеральном законе «О гражданстве Российской федерации». В противном случае остается уповать только на правоприменительную практику, которой будут руководствоваться чиновники соответствующих служб, министерств и ведомств, осуществляющие реализацию, как госпрограммы переселения соотечественников, так и вопросы предоставления гражданства России тем лицам, кто не участвует в госпрограмме.
Пока что опыт показывает, что по той же программе переселения соотечественников, например, российское гражданство предоставляется в упрощенном порядке в том числе и представителям титульного населения постсоветских республик, которые уж никак не отнести к «относящимся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ».
Кто и как будет проверять, является ли претендент на гражданство «нашим соотечественником, носителем русского языка и русской культуры, прямым потомком тех, кто родился и в Российской империи и в Советском Союзе»? Чиновник на местах. Какими ведомственными инструкциями он будет руководствоваться, какими критериями будет определяться, достоин ли человек быть нашим соотечественником или нет – непонятно.
Именно от правоприменительной практики тогда будет зависеть, кто именно приедет на постоянное место жительства в Россию. Ведь проверять соответствие заданным указаниям президента можно и формально, и неформально, и жестко, и… просто пускать всех подряд. Или не пускать. Существуют, кстати, еще и различного рода двусторонние межгосударственные соглашения, как, например, между Россией и Киргизией, которыми тоже определяются вопросы предоставления гражданства. Если попытаться вникнуть и в них, то противоречий, наверняка, прибавится.
Но хочется надеяться на то, что все туманные и чересчур расширительные определения, имеющиеся сейчас, будут в новых поправках исключены из обращения, и мы получим, наконец, четкое, ясное и непротиворечивое понимание, кого именно ждут в России, и кто имеет право на упрощенное предоставление гражданства. Без «как правило», и «как получится». Но узнаем мы всё это, вероятно, только 1 августа, как обещал премьер-министр Дмитрий Медведев. А до этого остается запастись терпением и надеяться на лучшее. Про то, что не худо было бы поинтересоваться у тех самых соотечественников их мнением на этот счет, говорить, думается, вообще излишне.
Валерий Мошев
|
Комментарии
Коммент от
19.06.2013Комментатор
Аркадий