*** В СФ готовят поправки о конфискации активов компаний США и ЕС в ответ на санкции против России *** Соотечественники в Казахстане организовали детский праздник в приюте Сергия Радонежского *** Тюменская область: все переселенцы трудоустроены и обеспечены жильем *** Свердловская область до конца 2020 года примет более 17 тыс. соотечественников *** Привлечение молодежи - одно из приоритетных направлений реализации Новосибирской переселенческой программы *** Кадыров рассказал о доказательствах смерти Доку Умарова

Последние комментарии

Погода в Астане

Книги о казачестве для скачивания

Март 2014 >
П В С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

              
Печать
Нерешенные межгосударственные проблемы привели к вооруженному конфликту на киргизско-таджикской границе.
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
Добавлено 22.01.2014

Перестрелка между пограничниками двух стран произошла в районе населенного пункта Ак-Сай Баткенской области Киргизии. В результате конфликта с киргизской стороны ранения получили шесть человек, с таджикской - два.

Каждая из сторон обвиняет в случившемся другую. Картина складывается примерно следующая: конфликт возник после того, как киргизские рабочие начали строительство дороги в районе таджикского анклава Ворух. После этого на стройку прибыли несколько таджикских пограничников, потребовавших прекратить дорожные работы на участке земли - который Бишкек и Душанбе считают своим. Их прогнали, но вскоре таджикские военные вернулись с подкреплением…

Выяснять, кто был прав, а кто виноват в вооруженном столкновении, киргизская или таджикская сторона, дело заведомо провальное. Произошедший инцидент – далеко не первый. И, разумеется, не последний.

Как и любой конфликт на Востоке, он имеет длинную предысторию, тянущуюся еще с советских времен.


Ферганская долина, среднеазиатский «котел с неприятностями», всегда был своеобразным слоеным пирогом, смешением национальных анклавов. Уже с восьмидесятых годов серьезные столкновения между таджиками и киргизами стали повседневной обыденностью.


Ну а постсоветская история межнационального и межгосударственного размежевания в Средней Азии окончательно закрепила существование «ферганских анклавов» – участков земли, принадлежащих одной республике, но расположенных на территории соседней. В этой связи достаточно упомянуть узбекские анклавы в Киргизии - Сох и Шахимардан. Еще более напряженная ситуация на киргизско-таджикской границе. Цитата из служебной справки, подготовленной в 2013 году к слушаниям в Совете безопасности Киргизии: «Положение отдельных приграничных с иностранными государствами сел Баткенского и Лейлекского районов очень тяжелое. Восемнадцать сел пяти сельских округов Баткенского района Баткенской области граничат с четырнадцатью густонаселенными селами Таджикской Республики… Лейлекский район Баткенской области граничит с шестью районами Таджикской Республики. Протяженность приграничных земель между селами Лейлекского района и сел Таджикской Республики составляют 250,0 км. В Лейлекском районе имеются 640 га спорных территорий между Кыргызской Республикой и Таджикской Республикой».

Красноречивый пример - таджикский анклав Ворух, административно относящийся к Исфаринскому району Согдийской области Таджикистана. На территории площадью около 130 тысяч квадратных километров проживают более 20 тысяч человек, 95 процентов которых являются таджиками, а 5 - киргизами.

В итоге из 970 километров киргизско-таджикской границы на сегодня уточнены 503, за последние семь лет - с 2006 по 2013 год - протокольно не был закреплен ни один километр совместных границ.

Проблема здесь не в картах, хотя каждая из сторон ссылается, разумеется, на «свою». Например, таджикские эксперты - на карты и документы 1925 года, утверждая, что участок земли на южной окраине Паскы-Арыка принадлежит Душанбе. В свою очередь, киргизская сторона придерживается противоположной позиции и указывает на карты 1956 года.


Бесспорных карт в этой ситуации нет и быть не может, поскольку в советские времена председатели колхозов пограничными тонкостями не озадачивались.


И совершенно спокойно «менялись землей» лет так на пятьдесят вперед: один получал пять гектаров земли для растениеводства и распашки, а другой - 50 гектаров земли для выпаса. Кому-то было выгоднее пасти скот, а кому-то – землю возделывать.

Естественно, юридически это никак не оформлялось, в те времена верили слову, и в самом кошмарном сне пограничные конфликты суверенных государств на этих землях себе представить не могли. Шли годы, менялись поколения, а когда грянул «парад суверенитетов» - возникла реальность, административным делением никак не предусмотренная. Пограничным комиссиям, тыкавшим в карты по поводу «чужой земли», резонно возражали: «Как это она чужая? Это наша земля, у меня дед тут похоронен, это дерево мой папа сажал, а в этом арыке мы еще школьниками купались». К тому же, все научились считать, и менять обратно 50 гектаров на 5 желающих нет.

В итоге – регулярно вспыхивающие по нескольку раз в год «кетменные войны» между кишлаками и аилами за доступ к водным ресурсам, из-за распределения воды в общих ирригационных каналах или реках, за доступ к пастбищам, из-за порядка пользования линиями электропередач и дорогами.

Житейский пример из жизни села Максат Лейлекского района Киргизии: здесь практически каждый знает таджикский язык, да и базар общий. Вот только мясной ряд – на территории Киргизии, а фруктовый – уже в Таджикистане…


Решение возникающих неудобств и конфликтов силовым воздействием «широких крестьянских масс» стало в анклавах уже традицией.


Более 150 таджикских граждан 26 марта 2008 года вторглись на территорию Киргизии в Баткенской области, и с помощью экскаватора попытались разрушить дамбу на канале, препятствовавшую поступлению поливной воды на таджикскую территорию. Руководил операцией, стоя на подножке атакующего киргизскую территорию бульдозера, лично руководитель администрации Исфаринского района. В ноябре того же года группа граждан Таджикистана разоружила киргизского пограничника.

Киргизская сторона действует аналогичным образом. Приведу цитату из протокола расследования, проведенного узбекскими пограничниками: «5 января 2013 года в 14.30 часов на спорной территории в районе моста, соединяющего н.п. Хушьяр Сохского района Ферганской области с н.п. Чорбог Баткенского района Баткенской области, вблизи расположения гидрокрана, откуда граждане обоих поселков обеспечиваются питьевой водой, военнослужащие ПОГЗ «Чорбог» Баткенского погранотряда Государственной пограничной службы Киргизии начали устанавливать столбы для подачи электроэнергии на погранзаставу. 6 января в 10.00, несмотря на достигнутую договоренность, кыргызская сторона вновь возобновила работы по возведению линий электропередач. Вскоре в указанную местность прибыли представители ПВ Узбекистана для встречи с коллегами из Баткенского погранотряда, однако руководство ПВ Кыргызстана по неизвестным причинам не явилось. Приблизительно в 10.20 часов жители н.п. Хушьяр вступили в словесную перепалку с пограничниками Киргизии. В ответ кыргызские пограничники без предупреждения применили оружие по собравшимся жителям Хушьяра. В результате пулевые ранения получили 5 граждан Республики Узбекистан. В 19.00 часов в ходе совместного разбирательства с привлечением представителей земельных кадастров, кыргызская сторона признала допущенную ошибку в проведении инженерных работ на данном участке границы и принесла свои извинения».

Такие вот будни границы. И стоит только удивляться, что локальная война еще не повлекла за собою более серьезных жертв.

Житейский здравый смысл гласит, что чем выше забор, тем лучше отношения с соседом. И в Киргизии, и в Таджикистане, и в Узбекистане понимают: граница нуждается в четкой демаркации. Но вот здесь и начинаются сложности.


Выясняется, что Таджикистан и Киргизия не только не в состоянии провести разметку, но и контролировать ситуацию на пограничных участках.


Несколько месяцев назад в таджикской Исфаре в ходе переговоров делегаций пограничных ведомств Бишкека и Душанбе был подписан протокол рабочей встречи руководителей пограничных ведомств двух государств. Были обсуждены вопросы активизации двустороннего сотрудничества, а также рассмотрены вопросы профилактики и недопущения конфликтных ситуаций в приграничных районах по водо-земельным спорам на киргизско-таджикском участке госграницы. Казалось, что основные противоречия сняты, и дальше начнется нормальное двустороннее сотрудничество.

Как бы не так. Напряженность на спорных участках после этой рабочей встречи стала стремительно нарастать, 18 декабря 2013 года произошел конфликт, в результате которого оказалась перекрыта дорога Исфара-Ворух. За день до этого неизвестные подожгли ночью в селе Ак-Сай Баткенского района чайхану, в которой проживали киргизские пограничники.

И вот 9 января 2014 года в Исфаре вновь собирается таджикско-киргизская рабочая группа. Понимая, что ситуация накаляется, на ее заседании принимается решение: «В целях нормализации обстановки и недопущения конфликтных ситуаций на Исфаринско-Баткенском направлении, пришли к единому мнению об организации патрулирования отдельных участков государственной границы и населенных пунктов путем выставления совместных пограничных нарядов и милицейских патрулей».

Через день – рвануло, киргизы вновь схлестнулись с таджиками. В ход опять пошли кулаки, кетмени и другие виды бытового оружия. Причиной очередного конфликта послужило строительство в Баткенском районе Киргизии объездной дороги «Ак-Сай-Таш-Тумшук-Талдык» - в обход анклава Ворух. Жители таджикских сел возмутились действиями киргизских селян, начавших строить дорогу к пастбищу без предупреждения. На месте произошла небольшая стычка, в ходе которой несколько строителей пострадали. Позже киригизы заблокировали автодорогу, ведущую к таджикским селам, из-за чего жители не могли попасть в свои дома.

Во второй половине дня появились сообщения о том, что на территории села Ак-Сай произошла перестрелка между киргизскими пограничниками и военнослужащими Таджикистана, есть раненые. И в этот же день примерно в 17 часов в приграничной зоне Чорку-Самаркандак сгорел полевой стан бригады №16 таджикского джамоата – общины - Чорку.

Нынешнее обострение пограничных конфликтов убедительно показывает: если бы вопрос с границами касался только «хозяйственных споров», то мог бы быть решен достаточно просто дипломатическими усилиями Бишкека и Душанбе.


Однако проблемы определения границы затрагивают интересы криминальных кланов и коррумпированных групп, сложившихся за все время существования «пограничной неопределенности».


Причины приграничных конфликтов, помимо вопросов земли, водопользования и пастбищ, связаны с вопросами контроля различными группировками контрабанды ГСМ, сигарет, алкоголя, электронной техники. Сложилась индустрия, с которой связана, от мала до велика, значительная часть населения анклавов. Кто-то закупает контрабанду, кто-то складирует, кто-то водит «купцов» обходными путями, кто-то реализует товар, те же сигареты и бензин – прямо на улицах кишлаков и аилов. И над всем этим – группировки, контролирующие наркотрафик. Именно они «пробивают окна» на границе, покупают таможню и пограничников, правоохранителей и местную администрацию. И именно им четко установленная граница нужна как третье колесо в арбе.

Интересы криминала, и это надо четко понимать, совпадают с интересами части политических элит и в Таджикистане, и в Киргизии.

Неуступчивость в вопросах границ, «ни пяди земли не отдадим» - прекрасный способ заработать очки. В вопросах приграничного урегулирования с Казахстаном, Китаем и Узбекистаном особо не порезвишься, а вот в киргизско-таджикских переговорах для самопиара созданы все условия.

Не стоит сбрасывать со счетов и опасения Бишкека по поводу «ползучей миграции» и «тихой экспансии таджиков». Так, Таджикистан при наличии территории в 143,1 тысячи квадратных километра - из которых 93 процента горная местность - имеет более 7 миллионов человек населения, плотность - более 45 человек на 1 квадратный километр. В свою очередь, у Киргизии - 198,5 тысяч квадратных километров, ее население - около 5 миллионов, плотность - 25 человек на квадратный километр. С учетом текущей миграционной динамики Бишкек может потерять половину или одну треть территории Баткенской области.

Цифры, как видим, экспансию вполне стимулируют, а экспансия в условиях ограниченных водных и прочих ресурсов – прекрасный повод для конфликта.

И здесь мы подходим к самому главному. Сегодня Ферганская долина с ее нерешенными вопросами спорных границ, высокой коррупцией в приграничных зонах, угрозами экстремизма, межэтнических конфликтов и наркотрафика – ключ к безопасности всей Средней Азии. Ни Бишкек, ни Душанбе в одиночку противостоять наркокланам, индустрии контрабанды, так же как играм политических элит не могут.


Хотим мы того или не хотим, но этот вопрос должен решаться ОДКБ, иначе рванет так, что мало никому не покажется.


Частота приграничных конфликтов за последние годы - это тревожный звонок к возможной дестабилизации обстановки в Ферганской долине в любой момент. Есть два варианта решения. Либо размещение на юге Киргизии российской военной базы, что, кстати, Москва предлагала Бишкеку еще в 2005 году. Либо - открытие на базе ОДКБ на конфликтных участках приграничных центров, где дислоцировались бы мобильные группы специалистов из стран-участников ОДКБ по борьбе с наркотрафиком, по антитеррору, по оказанию помощи в решении пограничных конфликтов.

И чем быстрее данные варианты структурами ОДКБ будут изучены и приняты к реализации, тем выше вероятность того, что серьезных конфликтов, срыва крышки у котла с неприятностями, удастся избежать.

Специально для Столетия



Следующие статьи:

Понравилась статья? Поделиться:

Оставить комментарий

    

 

:-);-)8):oops::-?
Осталось: 1000 символов


 





Тихие войны красной империи

Русские в цифрах



Наши друзья

Павлодар Православный


@ 2009-2011 Arvedi.kz. Все права защищены. Контакты .