В конце прошлой недели на пленарном заседании Госдумы обсуждался законопроект о «дальневосточном гектаре». В ходе заседания председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Евгения Уваркина напомнила депутатам, что Общественной палатой России была проведена общественная экспертиза проекта федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По итогам подготовлено заключение. В нем отмечается, что Общественная палата концептуально поддерживает принятие законопроекта, но вместе с тем имеет ряд замечаний и предложений.
1. Законопроект не регулирует вопрос использования лесов на земельных участках, предоставляемых российским гражданам. Это создает риск бесконтрольных рубок лесных насаждений и ухудшения экологической обстановки в регионах ДФО.
2. Законопроектом исключаются сведения о категории земель из государственного кадастра недвижимости. Однако проект не отменяет установленной категории земель. Тем самым землепользователь после предоставления земельного участка может оказаться в ситуации, когда его использование будет противоречить фактически сохраненной категории земель. Необходимо, чтобы этот вопрос решался исключительно на основании действующего законодательства.
3. Законопроект определяет, что по истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданин имеет право получить земельный участок в аренду или безвозмездно в собственность. При этом необходимо, чтобы в указанный период земельный участок использовался в соответствии с установленными законом условиями. Однако в проекте не установлен порядок и сроки подтверждения гражданином использования участка, что может создавать коррупционные риски при принятии соответствующих решений.
4. Из содержания законопроекта неясно, кто будет определять конкретный размер предоставляемого земельного участка.
5. Недостатком законопроекта является также отсутствие норм, регулирующих вопрос использования земель сельхозназначения исключительно для ведения сельского хозяйства. Необходимо дополнить проект нормами, позволяющими рационально использовать массивы земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, а также предусмотреть возможность аренды прилегающих дополнительных участков площадью до 150 га, при условии, что они не используются.
6. Необходимо наделить граждан правом предоставлять земельный участок, находящийся у них в безвозмездном пользовании, в залог в качестве обеспечения обязательства по целевому кредиту. При этом в законопроекте необходимо установить, что целевой кредит может быть получен исключительно в российских кредитных организациях или корпорациях развития, уполномоченных Правительством.
7. Считаем целесообразным распространить действие законопроекта на участников программы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. При этом следует обратить внимание на запрет иностранным гражданам владеть земельными участками в приграничной территории.
8. Законопроект не учитывает интересы коренных малочисленных народов. Необходимо дополнить проект запретом предоставлять гражданам участки на территориях традиционного природопользования, входящих в состав ДФО.
9. При заключении договора безвозмездного пользования представитель семьи, состоящей из нескольких человек, или представитель нескольких граждан, имеющих цель использования земельных участков для реализации общих хозяйственных целей, будут нести значительные расходы. Предлагается рассмотреть возможность упростить порядок как подписания договора безвозмездного пользования выбранным земельным участком, так и предоставления группой лиц прав своему законному представителю с помощью портала Госуслуг.
10. Необходимо создать систему комплексной поддержки организации хозяйственной деятельности граждан, создать дистанционную помощь по разработке стандартного хозяйственного плана использования земельного участка в сельскохозяйственных или лесохозяйственных целях и сопровождению финансирования плана.
11. Вызывает вопросы финансово-экономическое обоснование законопроекта. Так, он предусматривает создание информационной системы для выбора и предоставления земельных участков. При этом в законопроекте отсутствует порядок функционирования указанной информационной системы, включая вопросы межведомственного взаимодействия в процессе ее наполнения актуальными сведениями о землях.
Как сообщал «Русский век», ранее комитеты Совета Федерации поддержали законопроект о «дальневосточном гектаре». Обсуждение проекта федерального закона «Об особенностях предоставления земельных участков граждан на территории Дальневосточного федерального округа» прошло 7 декабря на площадках сразу двух комитетов Совета Федерации: Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитета по экономической политике.
Напомним, что всего на Дальнем Востоке планируется раздать более 145 миллионов гектар земли. Как считает министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, вполне возможно, что в скором времени дальневосточный регион станет местом возрождения старинных русских усадеб и поместий. Этому должно способствовать решение о предоставлении всем желающим бесплатных земельных участков в размере одного гектара на человека.
|