Пограничный конфликт в районе озера Жаланашколь. Август 1969.
Вооруженные столкновения на советско-китайской границе, к сожалению, не закончились событиями на острове Даманский в начале весны 1969 г. К лету того же года заметно обострилась ситуация на казахстанском участке, в районе Джунгарского выступа, охранявшегося Уч-Аральским пограничным отрядом. В течение мая-июля китайская сторона организовала здесь целый ряд провокаций, однако до вооруженного столкновения дело не доходило.
12 августа 1969 г. наряды на постах наблюдения «Родниковая» и «Жаланашколь» заметили на сопредельной территории перемещения усиленных групп китайских военнослужащих. Когда об этом доложили начальнику погранвойск Восточного округа, он предложил китайской стороне организовать встречу и обсудить обстановку. Однако никакого ответа на официальное обращение советской стороны получено не было. В виде упреждения личный состав застав «Жаланашколь» и «Родниковая» был приведен в состояние повышенной боевой готовности, были приняты дополнительные меры по укреплению границы: вдоль всего участка заставы вырыты окопы, а на наиболее угрожаемых участках — система траншей и ходов сообщения; два БТРа маневренной группы заняли укрытия на флангах. Кроме того, на заставу «Жаланашколь» был направлен помощник начальника штаба маневренной группы отряда капитан Петр Теребенков.
13 августа 1969 г. около пяти часов утра китайские военнослужащие двумя группами в количестве девяти и шести человек вышли на линию Государственной границы СССР на участке пограничной заставы «Жаланашколь». Спустя полчаса они перешли границу и к семи часам углубились в пределы пограничного пространства на расстояние 400 и 100 м. Здесь нарушители начали окапываться, демонстративно выходить к окопам у линии границы, игнорируя требования советских пограничников вернуться на свою территорию. В это же время за линией границы в горах сосредоточилось еще около ста вооруженных китайцев.
Через час со стороны вторгшейся группы было произведено несколько выстрелов в направлении передней линии окопов пограничников. Из крупнокалиберного пулемета, установленного на БТР, по нарушителям границы был открыт ответный огонь. Китайцы продолжили обстрел окопов пограничников. Завязался бой.
Вскоре еще три группы общей численностью свыше сорока человек со стрелковым и противотанковым оружием, предприняли попытку вторжения на охраняемую пограничным отрядом территорию и попытались закрепиться на ближайшей сопке. Подошедшее с соседней заставы подкрепление — маневренная группа на трех бронетранспортерах — с ходу вступило в бой. К этому времени первый БТР № 217, под командованием младшего лейтенанта Владимира Пучкова, оказался под сильным огнем противника: пулями и осколками снесло наружное оборудование, изрешетило скаты, пробило броню, заклинило башню. Владимир Пучков и водитель БТР Виктор Пищулев были ранены, однако боевая машина по-прежнему продолжала бой. Улучив момент, Владимир Пучков эвакуировал экипаж в другую машину, но из боя не вышел.
Два бронетранспортера присоединились к группе из восьми бойцов под командованием офицера боевой подготовки отряда, старшего лейтенанта Вадима Ольшевского, которая, развернувшись в цепь, стала обходить нарушителей с тыла, отрезая им пути для отхода. В результате этих действий китайцы были вынуждены отойти с высотки «Правая» и занять круговую оборону.
Цепь пограничников уже практически достигла гребня высоты, когда появились первые потери. Дважды раненный, но не оставивший поля боя инструктор службы собак младший сержант Михаил Дулепов был ранен в третий раз — уже смертельно.
В ходе боя было ранено еще восемь пограничников. Один из них, сержант Виктор Овчинников, продолжал идти вперед, раненный в обе руки. Не покидали своих товарищей и другие раненые.
Окруженные нарушители оказывали ожесточенное сопротивление. Пытаясь вырваться, они сосредоточили огонь на группе Ольшевского. В последние минуты боя смертельное ранение получил рядовой Виталий Рязанов, которому удалось вплотную приблизиться к залегшим китайцам и забросать их гранатами. В вертолете, по пути в госпиталь, пограничник умер.
К девяти часам захваченная высота была полностью отбита, нарушители частично уничтожены, частично рассеяны и полностью вытеснены с советской территории. Пограничники закрепились на линии Государственной границы, блокировав при этом выход и участие в боевых действиях резерва с сопредельной стороны.
В ходе этого короткого, но ожесточенного столкновения потери пограничников составили 12 человек (двое убитых, десять раненых), китайцы потеряли 19 человек убитыми, трое были взяты в плен. Пленных немедленно отправили в Уч-Арал, но доставить удалось лишь одного: двое по дороге умерли от ран.
Нарушители границы были отлично вооружены и экипированы. На поле боя в качестве трофеев были собраны: 4 пистолета ТТ, пулемет РПД, 9 карабинов СКС, 4 противотанковые гранаты, 27 ручных гранат, радиостанция, 6 кумулятивных снарядов, 2 кинокамеры (среди убитых были два кинооператора), фотоаппарат, длиннофокусный телеобъектив, а также другие предметы снаряжения и экипировки
Так фрагменты боя были описаны в Советской прессе: «Когда группа Ольшевского из восьми бойцов обошла высоту с фланга, бой был в полном разгаре. Офицер развернул своих бойцов, и они стали заходить в тыл китайцам, отрезая их от границы. А со стороны заставы их дружно атаковала группа Теребенкова. Впереди штурмовавших, шел сержант Дулепов. Его смелость заставляла быть бесстрашными и остальных. Однако на самом гребне, когда цель, казалось, уже была достигнута, Михаила сразила вражеская пуля. Он умер на руках у подбежавших товарищей.
На другом скате высотки тяжелое ранение получил рядовой Виталий Рязанов. Ему перевязали раны, погрузили в вертолет, но он скончался, не приходя в сознание. Только когда закончился бой, о своем ранении доложили еще восемь пограничников.
Особо стоит сказать об отваге и мужестве экипажа БТРа, в котором находился младший лейтенант Владимир Пучков. Маневрируя на местности, экипаж поливал огнем из крупнокалиберного пулемета вражеские позиции. БТР получил несколько пробоин. Пучков был ранен в бедро и сам перевязал себя. Пуля пробила правую руку водителю Пищулеву. Он вел машину левой. Так и закончил бой этот мужественный воин, управляя машиной одной рукой. Не отступил экипаж и когда заклинило башню: Пучков пересел в другую машину и продолжал руководить боем по радио. Выполняя команду, командиры машин младшие сержанты Григорий Орищенко и Александр Мурзин заняли выгодные позиции в тылу китайцев, не давая им отойти, а, также, не подпуская к ним подкрепления».
Анализ событий, произошедших на заставе «Жаланашколь», свидетельствует о том, что они являются образцом быстрого и четкого пресечения заранее подготовленной и тщательно спланированной вооруженной провокации. В ходе огневого боя была уничтожена диверсионная группа противника, в три раза превосходившая по численности советских пограничников. Прежде всего, это стало возможным благодаря быстроте принятия решения на уничтожение, грамотной технической организации боя, решительности и мужественному поведению советских воинов. Важным итогом явилось также умелое применение бронетранспортеров и вертолетов, осуществлявших беспрерывную разведку, доставку боеприпасов и вывоз раненых.
Спустя полгода, 7 мая 1970 г., Указом Президиума Верховного Совета СССР № 5095-7 свыше тридцати отличившихся пограничников были награждены правительственными наградами, в том числе: два человека — орденом Ленина, пятеро — орденом Красного Знамени, шесть — орденом Красной Звезды, двое — орденом Славы 3-й степени, медалью «За отвагу» — 10 человек и медалью «За боевые заслуги» — 11 воинов.
Китайская сторона, видимо, сделала выводы из происшедшего: больше в районе Джунгарского выступа, да и вообще на казахском участке китайско-советской границы провокаций не было.
«Жаланашколь» — образцовый пример ликвидации заранее подготовленной, тщательно спланированной военной провокации на границе. Противник имел трехкратное превосходство. Его диверсионный отряд составляли опытные, подготовленные бойцы, как сейчас модно говорить, — спецназовцы. О полном поражении противника свидетельствует тот факт, что если вокруг всех других провокаций, имевших место на восточной и дальневосточной границе в 69-м году в Китае велась широкая пропагандистская кампания, то о Жаланашколе не было ни слова.
Александр Казаченко
Предыдущие статьи: