Пять лет назад в России стартовала программа добровольного переселения соотечественников. В этом году, по данным министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, в регион должны приехать 402 (с членами семей – 1408) соотечественника, проживающих за рубежом.
Процесс репатриации русских начался еще в середине 90-х, когда многих настигло «чемоданное настроение». Понятное дело, люди ринулись паковать свои вещи не от хорошей жизни.
Настроения приезжающих сложно понять тем, кто не ощутил, что значит быть русским вне России. Корреспондент «Взгляда» испытал это на себе.
Три года назад я наивно полагала, что нас, этнических русских, ждут в России, поэтому с оформлением гражданства никаких проблем не будет. В реальности все оказалось совсем не так.
Сколько очередей я отстояла в родном городе в консульстве Российской Федерации, с 2008 по 2011 годы, сложно подсчитать. Люди стоят в них часами до тех пор, пока не добьются своего, а именно – российского гражданства.
В первый раз у меня ничего не вышло. В том числе и потому, что не хотелось идти по сценарию родственницы, которая получила паспорт спустя пять лет со дня постановки ее на учет в Саратове.
Несмотря на это, я не прекратила искать упрощенные варианты для получения гражданства. Вновь задумалась об этом минувшей весной, когда коллега-журналист посоветовал обратиться к сотрудникам консульства РФ в нашем городе, занимающимся программой переселения соотечественников. Тем более что в программу, наконец, включили долгожданную Саратовскую область, где живет один мой неблизкий, как выяснилось, родственник – родная бабушка. По крайней мере, так мне охарактеризовали бабушку в консульстве. Но я все-таки собралась с духом и заполнила анкету участника программы.
Уроки патриотизма
В разных странах мира делают все, чтобы как можно больше представителей титульной нации вернулись на родину. В Казахстане эффективно действует программа по работе с оралманами (этнические казахи-репатрианты). Им выделяют средства на приобретение жилья, выплачивают подъемные в размере 167 тысяч рублей. Предусмотрен еще ряд всевозможных льгот, например, можно стопроцентно поступить на бюджетные отделения в государственные вузы страны. Программа адаптации предусматривает консультирование по правовым вопросам, обучение государственному языку (казахскому), а по желанию и русскому (!), а также профессиональную переподготовку.
В Польше для соотечественников с 2007 года предусмотрена «карта поляка» – документ, подтверждающий принадлежность к польскому народу. Владелец карты может получить долгосрочную визу на пребывание, легально работать (без необходимости получать разрешение на трудовую деятельность), получить бесплатно среднее и высшее образование и т.д. Для этнических поляков, которые хотят получить гражданство, в 2000 году был принят Закон о репатриации. О получение соответствующей визы могут ходатайствовать лица польского происхождения, у которых хотя бы один из родителей, дедушка или бабушка (либо прадедушка и прабабушка) были поляками.
Удивительно, но по российскому законодательству бабушки, тети и все остальные родственники, кроме родителей, не являются близкими! И их наличие при подаче документов на гражданство как мертвому припарка. Этнический поляк, получив упомянутую выше визу, как гласит закон, получает польское гражданство в момент пересечения государственной границы Республики Польша.
А на что можем рассчитывать мы – этнические русские, решившие вернуться в Россию? Спустя месяц после заполнения анкеты на участие в госпрограмме я узнала это из официального письма из Саратова. Цитирую: «В соответствии с условиями региональной программы Саратовской области имеет возможность принять соотечественников из-за рубежа, готовых нести за счет собственных средств расходы по оплате проживания, как изначально в гостинице, так и далее в съемном жилье или при его покупке (далее шли приблизительные расценки – Авт.)».
Такой ответ пришел и моим знакомым. Они, получив на руки свидетельство участника госпрограммы, пока не спешат переезжать. Новый документ лежит на полке и ожидает своего часа. «Саратов я выбрал по нескольким причинам. Потому что из всех городов, задействованных в реализации программы, он находится ближе всего к Уральску. Да и в Саратове больше знакомых, чем в других городах, – говорит участник госпрограммы Валентин Гавронов. – Свидетельство участника получил еще в начале этого года. Сорваться прямо сейчас в Россию останавливает, пожалуй, только недостаточное количество денег, которые, естественно, понадобятся на первое время, пока не будет работы».
В министерстве занятости, труда и миграции Саратовской области нам пояснили, чем государство может помочь этническим русским. «Граждане, получившие свидетельство участника программы, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, – говорится в письме начальника отдела содействия переселению соотечественников из-за рубежа Игоря Синькова. – Им компенсируют расходы на переезд, провоз личного имущества (5-тонным контейнером) и т.д. Предусмотрено получение единовременного пособия на обустройство (40 тыс. рублей). И, что немаловажно, соотечественнику и членам его семьи в ускоренном порядке обещают оформить следующие документы: разрешение на временное проживание, вида на жительство и приобретение гражданства Российской Федерации».
Итак, жилье не дадут, подъемные – чисто символические, разрешение на трудовую деятельность нужно ожидать примерно два месяца, гражданства – и того больше. Еще одна нестыковка: нет родственников или друзей в Саратове – нет регистрации. Нет регистрации – нет «подъемных» и т.д. Для молодежи это существенное препятствие.
Русский? Чем докажешь?
В перечне документов для оформления российского гражданства входит один интересный пункт: «документ, подтверждающий владение русским языком».
Что имеется в виду? Согласно положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденному указом президента Российской Федерации в 2002 году, им может быть «документ о получении образования: до 1 сентября 1991 года – на территории государства, входившего в состав СССР, после 1 сентября 1991 года – на территории Российской Федерации; сертификат о прохождении тестирования по русскому языку».
О существовании этого положения я узнала, стоя в очереди в Саратовском УФМС в отдел по приему соотечественников. Стоящая рядом женщина объяснила мне, что по новым правилам гражданство РФ можно получить лишь после того, как выдержишь все экзаменационные испытания по русскому. «У меня ушло пять лет на то, чтобы стать россиянкой, а мой сын совсем недавно начал оформлять документы на получение гражданства, – посетовала она. – Ему пришлось сдать тестирование на знание русского языка и заплатить за это 5 тысяч рублей».
Я попыталась разобраться, кто экзаменует иностранцев и сколько это стоит. В Саратове сдать тест на знание русского языка можно лишь в университете им. Чернышевского и техническом университете. В Центре лингводидактического тестирования при СГТУ мне пояснили, что эту процедуру по закону должны пройти все соискатели российского гражданства. Не минула эта «честь» и этнических русских, приехавших из СНГ. «К нам приходят русскоговорящие люди, которые жили в русскоязычной среде, имеют аттестат о среднем образовании с русским языком обучения, а некоторые даже окончили филологический факультет, – объяснила кандидат филологических наук, руководитель Центра лингводидактического тестирования Ольга Соколова. – Но я согласна, что для них эта процедура в какой-то степени является унизительной».
Никого не волнует – русский ты или представитель другой диаспоры. Ты должен заплатить 5 330 рублей и сдать тестирование на знание языка. По сути, ситуация абсурдная. По словам Ольги, в центр направляют людей, которые по тому же закону должны быть освобождены от данного экзамена. «Сами сотрудники УФМС не следуют точным предписаниям положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Допустим, в одном пункте говорится о том, что мужчины, достигшие 65 лет, и женщины, достигшие 60 лет, освобождаются от тестирования. А к нам прислали женщину, которой было семьдесят лет. У наших коллег из СГУ был случай, когда на экзамен пришла глухонемая девушка. Мы не можем что-либо с этим поделать».
Как-то раз в центр пришел «сдаваться» молодой человек, которому на «незаконных» основаниях был выдан паспорт гражданина России. Об этом ему сообщили спустя несколько лет, когда он захотел оформить загранпаспорт. Как выяснилось, без наличия сертификата госорганы должны были ему отказать в оформлении. Его заставили в срочном порядке сдавать тестирование.
«Я понимаю, что такая процедура просто необходима для определенной части, но, на мой взгляд, непродуманным здесь остается один момент – так как все-таки быть с этническими русскими? Да, они приехали из другого государства, но они в совершенстве владеют родным языком», – размышляет специалист по тестированию.
***
Безусловно, программа переселения соотечественников во многом упростила механизм получения гражданства. Но в целом разработчикам российской программы следовало бы поучиться у своих коллег из других стран тому, как сделать этот документ реально эффективным инструментом для привлечения в страну новых граждан, которые уже во многом являются носителями русской культуры и ментальности.
Действительно ли Россия хочет привлечь на свою территорию этнических русских из стран бывшего Советского Союза? Пока, основываясь на реальном опыте участника госпрограммы, приходится констатировать, что нет. По крайней мере, у меня в этом возникли большие сомнения.
"Саратовский взгляд"
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|
Комментарии
Коммент от
Ноя 05, 2011Комментатор
AnatoliRSS лента комментариев этой записи