Политику руководства Узбекистана по отношению к России нельзя назвать дружелюбной. Она, скорее, прагматичная. В последние годы в ней стали проявляться штрихи, которые говорят о негативных тенденциях.
Москва не навязывает Ташкенту свое видение политики, не вмешивается, в отличие от Запада, во взаимоотношения государства и граждан, в том числе в вопросах соблюдения прав человека. А тот действует сугубо по своему усмотрению. Один из местных журналистов Марат Казаков (имя и фамилия изменены) считает, что Узбекистан – недружественная страна для русскоязычных. По его мнению, российские политики и аналитики зря уповают на послушных трудовых мигрантов как на некий рычаг влияния и на всевозможные договоры с Ташкентом в рамках различных международных организаций.
«В разговоре со мной о программе переселения один чиновник сказал: «Если России не нужны свои же русские, то и нам они не нужны. Русские делают вид, что занимаются глобальной политикой и в то же время не могут разговаривать с Каримовым. То лебезят перед ним, то угрожают не по делу, то просто впадают в ступор. Предадут в любой момент»», – рассказывает Казаков.
Доля правды в словах чиновника есть, но дело не только в позиции Москвы. Общее негативное отношение к России, как к стране с некими экспансионистскими намерениями, культивируется самим Ташкентом. В конце ноября прошлого года на внеочередной сессии Кашкадарьинского областного Кенгаша народных депутатов президент Ислам Каримов предупредил свой народ «о силах, пытающихся возродить империю под названием Советский Союз» и напомнил о «тяжёлых временах», пережитых узбекским народом в советскую эпоху».
Среди других вопросов, рассматривавшихся на сессии, глава государства также затронул проблему «укрепления национальной идеологии Узбекистана, защиты молодёжи страны от ошибочных мировоззрений и их негативного влияния». «В настоящее время, к сожалению, всё ещё существуют силы, пытающиеся обманом сбить людей с истинного пути, особенно молодых людей, которые мало знают о прошедших временах», – сказал глава государства в своей речи. Он имел в виду тех, кто «мечтает о возрождении империи СССР в какой-то новой форме на некоторых территориях бывшего Союза, полностью изменив общественные процессы, произошедшие в нашем недавнем прошлом, а если надо и подделав их».
Видимо, обеспокоенные тем, что молодежь «мало что знает» о прошлом, власти стараются искоренить все, напоминающее о времени до того, как Узбекистан получил независимость. Например, из учебника «Русский язык» для начальной школы было предложено убрать, например, текст о Юрии Гагарине. Вдобавок объемы учебников для средних школ сокращаются с каждым годом. Например, учебники русского языка «усохли» в два раза по сравнению с советскими учебниками 1980-х годов.
Однако не стоит полагать, что речь идет только о сугубо русском. Искореняется память о недавнем прошлом вообще. Так, в мае прошлого года в Сергелийском районе столицы махалля (микрорайон), которая носила имя Сабира Рахимова, первого узбекского генерала, командира стрелковой дивизии, погибшего в 1945 году при штурме Данцига, переименована в Янги Сергели «в соответствии с названием массива и близлежащей улицы». Снесен и простоявший здесь много лет памятник герою.
Буквально через несколько дней после выступления в Кашкадарье И. Каримов вновь повторил тезис о попытках извне навязать чужую волю Узбекистану. «Историю нельзя повернуть вспять. Наш народ, наше молодое поколение, выросшее за последние двадцать лет, сейчас смотрит на завтрашний день с большой верой и никогда не свернёт с избранного ими пути, повторяю – никогда не вернётся назад», – сказал президент в своей речи, которую транслировали государственные телеканалы.
«Узбекистан не стал исключением на постсоветском пространстве, когда гордый подаренной независимостью стал формировать национальное государство. Узбекские идеологи до сих пор пытаются растоптать память обо всем советском прошлом, выуживая из него при необходимости преступления сталинизма и русификацию», – считает мой собеседник М. Казаков.
Но больше всего журналиста беспокоит не антироссийская внутренняя политика государства, а отношение самой России к соотечественникам. «Увы, авторитет России упал за последние 10 лет, – полагает он. – Проваленная программа переселения соотечественников еще раз показала, что именно препятствует переезду людей, которые считают русский язык родным. Россия никак не прореагировала, когда началось возвращение славян, татар, корейцев и многих других – граждан Советского Союза. В самой России до сих пор есть поселения вынужденных переселенцев начала 1990-х. Раздача паспортов на территории бывших братских республик в тот же период обернулась для десятков тысяч трагедией. На местах российские чиновники отказывались считать действительными документы, выданные российскими чиновниками в посольствах. Таково отношение к нежеланным соотечественникам.
В Узбекистане инспирированная властями в 90-х годах кампания по возрождению национальной гордости за счет некоренных была несколько смягчена. Власти не настаивают на стопроцентном применении закона о госязыке. Сегодня русский язык есть там, где он нужен. В основном среда его применения сузилась до крупных городов и промышленных центров. Областные центры, может быть, кроме Самарканда и Бухары, стали почти полностью узбекоговорящими.
Есть проблема выживания «европейских» стариков. После того, как дети уехали из Узбекистана, защиты у них никакой. На 1995-2005 годы пришелся расцвет квартирных аферистов. В криминале были замешаны сотрудники милиции и властных структур. Сейчас наблюдается период некой языковой и межнациональной стабильности, обеспеченной спецслужбами и МВД. Это положение будет сохраняться до часа «икс». У силовиков есть большой опыт манипулирования нацвопросом, был бы приказ».
Процесс переезда этнических россиян на историческую родину затруднен не только внутренними законами Узбекистана, но и законодательством России. Например, граждане соседней Киргизии имеют гораздо больше возможностей получить гражданство при возвращении, по сравнению с представителями других стран региона. Дело доходит до того, что граждане Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Афганистана приобретают легально и нелегально киргизские паспорта, чтобы уже в России им было легче получить паспорт с двуглавым орлом на обложке. Но вот этнические россияне – это и странно, и возмутительно – не имеют преимуществ при получении российского гражданства, если они прибыли из Узбекистана.
Выехать на постоянное местожительство нелегко. Это требует много времени и огромных затрат даже по программе переселения соотечественников. Один из таких переселенцев жаловался мне, что бюрократические системы обоих государств настроены так, что реально переезд даже куда-нибудь в сибирскую глубинку многим не по карману. Тем более для жителя Узбекистана, где доход в 200 долларов на человека считается приличным. «Квартиру я смогу продать только за полцены, в лучшем случае в России жилье обойдется в четыре раза дороже, – сказал переселенец. – Но даже если я выручу какие-то деньги, то есть проблема, как их вывезти. Сейчас, если вы пойдете в банк и станете снимать деньги, которые вам прислали ваши родственники-гастарбайтеры, работающие в России, то вам их дадут только в местной валюте и по государственному курсу, который ниже в четрые-пять раз рыночного. Такие законы в Узбекистане.
Точно также и с вывозом денег. Если вы начнете переводить крупную сумму, то обязательно начнется проверка, откуда у вас такие деньги. Но если повезете нелегально, то на границе у вас отберут все. Если не узбекские пограничники, то российские. Для тех, кто уезжает по программе соотечественников из Узбекистана, было бы хорошо, если бы можно было сдать деньги здесь, например в представительство Федеральной миграционной службы, а потом получить их в России. Или еще как-нибудь цивилизованно решить этот вопрос».
Большинство желающих переехать в Россию даже не просят материальной помощи и содействия в трудоустройстве. Для них главное – иметь возможность быстро оформить документы, вывезти без потерь имущество и скудные накопленные средства. Но будем откровенны: о защите интересов со стороны Российского государства русскоязычных, которые все еще остаются в Узбекистане и не имеют возможности выехать на историческую родину, без слез не расскажешь.
Русское единство
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|