*** Оргкомитет российских соотечественников г.Астаны приглашает на Масленицу! *** В Риге дума одобрила шествие ветеранов Ваффен СС *** В России появятся «научные роты» *** Сирийских повстанцев натаскивают инструкторы из США *** США: Возражения России не повлияют на ход создания ПРО

 

Последние комментарии

Последнее с форума

  • История нашей Родины. Вопросы, версии, ответы. (275)
    Иннокентий Птн 22 Мар 2013 - 08:22
  • Старое Советское кино. (63)
    Иннокентий Срд 20 Мар 2013 - 18:30
  • С.Кургинян и "Суть времени" (143)
    Иннокентий Срд 20 Мар 2013 - 09:22

Погода в Астане

Книги о казачестве для скачивания

Февраля 2013 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в казачьих семьях.

| Печать |
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(12 Votes)
15.02.2013 14:15

Данный вопрос сложный и одновременно интересный, потому, что мы являемся свидетелями того, как люди прикладывают огромные усилия по возрождению казачества, этой неотъемлемой и важной части русского народа, Российского государства и его истории.
Существует много разных мнений о казачестве, поэтому приходится соглашаться с тем, что в обществе это явление встречает неоднозначную реакцию, и на мой взгляд, причиной тому служит недостаточная осведомленность о казачестве как таковом, о его внутренней жизни, о том, чем является казачество. В связи с этим, в своем докладе я делаю попытку рассмотреть одну из граней казачества.


Современное общество вошло в переходную эпоху в истории России и всего мира, когда стремительно ускоряется темп перемен в жизни каждого народа, каждого человека. Эти процессы сопровождаются острой необходимостью возвращения к духовно-нравственным ценностям. Век погони за благополучием, ультрасовременными технологиями отличается нарастанием жестокости и равнодушия к окружению. Это обусловлено отсутствием взаимопонимания и недостатком уважения и любви к ближним и требует переоценки ценностей в сторону развития духовно-нравственного начала.

Прошлые поколения оставили богатое духовное наследие, которое постоянно пополняется с учетом вновь приобретенного опыта: науку, культуру, этические нормы, идеалы, идеологию, религию, образование. В современном мире происходит разрушение привычных стереотипов мышления и поведения, появляются альтернативные позиции, связанные с обновлением культуры и этнических ценностей.
В гонке лишь за материальными благами человек деградирует, превращаясь в орудие потребления, забывая о своей духовной сущности.
Чтобы избежать духовно-нравственного кризиса и обеспечить прогрессивное развитие общества, необходимо воспитывать новое поколение, опираясь на мудрые, проверенные временем, традиции, формировавшиеся веками и опирающиеся на духовный фундамент, веру в Бога.

Духовно-нравственное воспитание человека начинается с раннего возраста в семье. Именно в окружении родных ребенок учится познавать Бога, мир, совершает поступки, опираясь на полученные в семье знания и опыт. Колоссальный опыт воспитания подрастающего поколения бережно сохранило и донесло до наших дней православное казачество.

Духовно-нравственное воспитание в казачьих семьях имеет свою особую специфику, основанную на семейных традициях, жизненных принципах, устоях и ценностях, которые сложились вследствие естественно-исторического процесса. Казачество сформировалось как уникальный социально-исторический и культурно-исторический феномен не только отечественной, но и мировой истории.

Казачье сословие никогда не имело специфической идеологии, но ему всегда были присущи характерные особенности. Испокон веков народ относился к казакам с большим уважением и любовью. Общепризнанно, что казак не имеет национальности. Его главное призвание - хранить и защищать духовно-нравственные православные ценности. Основой и главными приоритетами казачества всегда были Православная вера и любовь к Отечеству.

Православная вера является не только мировоззренческим стержнем казачества, но и его нравственной, духовной основой. В период гонений на казачество и Церковь сохранялись христианские традиции. При создании казачьих общественных организаций, в уставах обязательно обозначается неразрывная связь казака и православной веры. Казак обязан сохранять и передавать по наследству традиционные культурные ценности в первозданном виде, не поддаваясь деструктивным современным тенденциям. Более того, отдавая присягу, казак, в отличие от солдат, дает клятвенное обещание Самому Богу. Это предполагает пожизненную ответственность перед Господом.

Духовная жизнь в казачьей семье начинается с крещения. Важное место в православном воспитании в семье занимают церковные праздники. Дети, живо воспринимающие евангельские рассказы, всегда с нетерпением ожидают наступления Рождества Христова, Пасхи. При подготовке к церковным праздникам они узнают о Боге. Атмосфера приближающихся церковных праздников, подготовка, разучивание песнопений и молитв преображает духовную жизнь в казачьей семье.

Действие целительной благодати Божией формирует уникальное казачье самосознание и помогает молодым людям, опирающимся на казачьи обычаи и традиции, выбирать правильные жизненные пути в атмосфере вседозволенности и духовной скудости. Основываясь на духовно-нравственных традициях казачества, молодые люди идут своей дорогой к Богу. Позвольте процитировать нашего Патриарха, который говорит: «Без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество не возможно», - эти слова, сказанные Вами, Ваше Святейшество, как нельзя лучше и лаконично раскрывают основные задачи духовно-нравственного воспитания в казачьей семье. Они должны являться примером для подражания внутри семьи, воспитывающей высоконравственных патриотов своей Отчизны.

Семья для казаков является святыней брака и основой казачьего общества. В казачьей семье патриархальный уклад сохраняется на протяжении веков. Здесь строго придерживаются принципов иерархичности. Казаки подчиняются атаману, который олицетворяет коллективную волю. В структуре казачьего самоуправления старики играли значительную роль и были совестью и памятью станицы.
У казаков главой семьи является любящий отец, готовый в любой момент встать на защиту близких, Отечества, православной веры. С раннего детства поступки старших воспринимались как образец для подражания. В казачьих семьях недопустима дерзость со стороны младших. Наряду с заповедями Господними, которые вошли в основу формирования морально-нравственных устоев казачьих обществ, строго соблюдались традиции, обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя, уважение к женщине всегда были частью жизненного уклада. Уже более двух веков поддерживается традиция отмечать «День казачки», «День матери», так как «слово "Мама” и слово "Родина” не разделимы в казачьем обществе.
Казачьи семьи всегда отличались прочностью брачных уз, чаще всего были многодетными, трудолюбивыми и воспитывали детей морально и нравственно здоровыми, физически крепкими, с особым трепетным отношением к Отчизне. Развод в казачьих семьях был редким явлением, и это осуждалось общественностью станицы. Рождение ребенка вне брака считалось порочным, недопустимым по казачьим традициям. Нецензурная брань в семье и станице среди казаков отсутствовала. Нерадивое отношение казака к собственной семье находило осуждение в казачьем обществе.

Заложенный казачьими семьями в детстве фундамент отношения к культуре сохраняется на всю жизнь, определяя и сегодня духовный и нравственный облик казака. Большое значение в духовно-нравственном становлении общности имеет богатая народная культура казачества. Особую роль играет в этой проблеме фольклор. Казачьи обряды, традиции, песни, танцы, костюм сопровождают казака всю жизнь. Семья казака прививает детям чувство личного долга и личной ответственности за моральное и материальное состояние домочадцев и общины.

Восстанавливая духовную связь прошлых поколений и современного казачества через семью, мы можем приумножить истинные духовные ценности. Возрождение истинного казачества должно заключаться не в восстановлении сугубо внешних форм казачьей общественной организации, образовании новых искусственных социальных институтов, а в культивировании прежде всего внутренних качеств.
В современном обществе существует острая необходимость возрождать и развивать богатую культуру, высокие моральные принципы, позитивные элементы хозяйственно-бытового и семейного укладов, положительные общественные, поведенческие стереотипы и нравственные установки.

В завершении, хотелось бы отметить положительные плоды воспитания в казачьей семье. Воспринятое на генном уровне христианское воспитание в семье, закрепленное историческими знаниями, православными и народными традициями, ведет к формированию в подрастающем поколении здорового образа жизни, снижению уровня алкоголизма, наркомании, курения и исправления девиации.

Монахиня Василия (Канатникова)


Предыдущие статьи:
  • 22/02/2013 14:05 -
    24 февраля во Дворце Школьника им. М. Утемисова состоялось празднование 15-летия Воскресной казачьей школы. В этот день столичный зал собрал множеств…
    ">Казачьему роду нет переводу! Юбилей - 15-летие Воскресной казачьей школы (ФОТО)
  • 20/02/2013 19:07 -
    Приглашаем вас на празднование 15-летия Воскресной казачьей школы Союза казаков Степного края, которое состоится 24 февраля в …
    ">Уважаемые зрители!
  • 18/02/2013 19:05 -
    15 февраля 2013 года, по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в зале церковных собраний при Никольском соборе Алма-Аты с…
    ">В Алматы состоялся традиционный Сретенский бал
  • 18/02/2013 19:03 -
    Нотр-Дам-де-Пари подает в суд на активисток феминистского движения Femen – одну украинку и семерых француженок – после устроенной ими в соборе во втор…
    ">"Пуси райт" на французский манер. Собор Парижской Богоматери подает в суд на Femen
  • 15/02/2013 14:17 -
    Православный мир в пятницу отмечает один из 12 великих христианских праздников — Сретение Господне. Это — праздник встречи, он основывается на известн…
    ">Православный мир отмечает праздник Сретения Господня
Следующие статьи:
  • 13/02/2013 15:48 -
    Съезд родителей России выступил против внедрения в стране ювенальной юстицииНа первом Съезде родителей, в котором приняли участие Владимир Путин и гла…
    ">Владимир Путин: «Мнение общества будет услышано»
  • 13/02/2013 15:47 -
    Председатель ОВЦС прокомментировал сообщение об уходе на покой Бенедикта XVI …11 февраля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Москов…
    ">Митрополит Иларион: «Решение папы можно расценить как акт личного мужества и смирения»
  • 11/02/2013 16:21 -
    Казачий генерал решил дать дорогу «молодому поколению» – 18 мая донские казаки выберут нового атамана…Член Генсовета «Единой России», депутат Госдумы,…
    ">Виктор Водолацкий: «Я досрочно слагаю полномочия атамана Всевеликого войска Донского»
  • 11/02/2013 16:18 -
    «У нашей общей работы должен быть один результат - чтобы все, кто приезжает на нашу землю, жили по нашим правилам. Устраивать на Ставрополье поножовщи…
    ">Устраивать на Ставрополье поножовщину и пальбу мы никому не позволим
  • 06/02/2013 17:56 -
    В Москве завершился Архиерейский Собор Русской православной церквиБыло принято Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим, миряна…
    ">«Русская православная церковь никогда не откажется от поддержки народного единства»

Понравилась статья? Поделиться:

 

Комментарии  

Коммент от
Фев 19, 2013
Комментатор
Аркадий
0 Общепризнанно, что казак не имеет национальности. Уважаемая матушка Василия, вот в этом то и камень преткновения. Человек, не имеющий национальности не имеет и духовного и культурного наследия. Об этом хорошо сказано в книге метрополита Ионна (Снычёва)"Самодержавие духа". Каждый народ выбирает свой путь, это и Вера и традиции и обычаи, последствия этого выбора и сказываются на его истории. Есть очень интересные исторические книги таких историков, как Савельев и Иловайский, в которых очень досконольно рассматривается происхождение казачества. Кого же Вы хотите воспитать, если казак и не русский, и не украинец и не отдельный народ, манкурта, не помнящего своего родства, служивого человека. Вчера он казак, а сегодня не казак, или наоборот. Зачем же ему возраждать какие то там традиции. Народ не чувствующий своего родства с предками, не знающий свою историю, своих традиций, своих обычаев обречён на вымирание. Ка вы же сами говорите, что опыт передаётся в семье, из поколения в поколение.

Оставить комментарий


RSS - подпишитесь





Тихие войны красной империи

Русские в цифрах



Наши друзья


Павлодар Православный





@ 2009-2011 Arvedi.kz. Все права защищены. Контакты.