Интервью с Максимом Борисовичем Крамаренко, председателем Республиканского славянского движения «Лад»
Прошедший 2012 год отметился заметной активизацией политики России в отношении соотечественников: был создан Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, состоялся IV Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом, прошла VI Ассамблея Русского мира, Государственная программа переселения соотечественников подвела свои, пусть спорные, но итоги, и была перезапущена, став бессрочной, Госдума в данный момент занимается принятием закона, который бы позволял соотечественникам получать российское гражданство в упрощённом виде. Всё это не может не радовать, поскольку отношения государства и диаспор – это безусловно не только один из важнейших для репутации и имиджа страны вопросов, но и, прежде всего, показатель здоровья и самосознания нации. Однако, слово «отношения» подразумевает двусторонний, обоюдный процесс, и, несомненно, наряду с политикой России в отношении соотечественников в одном контексте идёт и политика соотечественников в отношении России, а, точнее политика организаций соотечественников в отношении России. Об этих двусторонних отношениях мы и решили поговорить с Максимом Борисовичем Крамаренко, председателем Республиканского славянского движения «Лад».
- Максим Борисович, чем России могут быть полезны организации соотечественников?
- Начнём с того, что одной из основных задач политики России в отношении своих соотечественников, проживающих за рубежом, является их консолидация. Она необходима по многим причинам. Консолидировано легче сохранять свое этническое своеобразие в стране проживания, защищать свои права, а также лоббировать законным образом свои политические интересы.
А выстраивать какие-либо формы взаимодействия между Россией и соотечественниками практичнее через формализованные виды консолидации, каковыми являются объединения и ассоциации соотечественников.
Следует отметить, что в 2008 году Российская Федерация в своей внешнеполитической концепции официально провозгласила, что рассматривает многомиллионный «Русский мир» в качестве своего партнера. И намерение в последнее время использовать потенциал зарубежной русской общины в качестве «мягкой силы» (soft power), является подтверждением партнерского подхода к соотечественникам.
- А зачем, вообще, России эти «партнёрские» отношения с соотечественниками?
- Общеизвестно, что русское зарубежье является одним из самых многочисленных в мире. По различным оценкам, вне России в настоящее время проживает около 30 миллионов соотечественников, 25 из которых проживает в странах СНГ.
Поэтому у Российской Федерации есть абсолютный геополитический и «державный» интерес в развитии отношений с русским зарубежьем. И не просто поддерживать и развивать, но и влиять на него таким образом, чтобы он, как минимум, не превращался в гуманитарного иждивенца и не использовался (как это сейчас нередко происходит) в антироссийских играх. А, как максимум, стал одним из важных средств народной дипломатии, своеобразным мостом в становлении сотрудничества между страной проживания и Россией.
- А можно поподробнее об этом «гуманитарном иждивенчестве» и использовании соотечественников против России?
- Смотрите сами, в настоящее время за рубежом существует большое количество организаций соотечественников, и их число увеличивается ежегодно. Вызвано это усилением, а лучше сказать увеличением поддержки Россией своих соотечественников. Но насколько в данном случае количество организаций улучшает качество консолидации самих соотечественников?!
К сожалению, процессу появления новых организаций не уделяется должного внимания со стороны официальных российских структур. Это связано с тем, что российская сторона рассматривает в качестве консолидирующего центра страновые советы, созданные в странах проживания с 2007 года, и получившие законодательное закрепление в новой редакции закона о политике РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Внешне эти общественные структуры действительно выглядят неким объединяющим стержнем.
При этом следует отметить, что страновые советы стали новой внешнеполитической площадкой взаимодействия России со странами проживания соотечественников. Но, к сожалению, для России существует угроза понести имиджевые потери на этих площадках, что связано с рядом негативных тенденций, которые стали проявляться в связи с неконтролируемым появлением новых организаций, и включением их в деятельность страновых советов.
- Какие именно негативные тенденции?
- Ну, во-первых, усиление финансовой составляющей во взаимоотношениях России с организациями соотечественников привело к появлению новых объединений соотечественников, порой состоящих из 2-3 человек, и ставящих перед собой цель получения непредпринимательской выгоды, за счет грантов и других форм поддержки. Деятельность таких общественных структур – это «культурологический бизнес», не имеющий ничего общего с той самой «мягкой силой», которая должна формировать положительный имидж России, влияя на мнение общественности в стране проживания.
Во-вторых, ряд организаций, которые позиционируют себя как структуры российских соотечественников, создаются местной властью, и используются как инструменты «мягкой силы» только не России, а страны проживания. Для иллюстрации можно привести несколько примеров. Например, заявление Русского объединительного союза соотечественников в Республике Киргизия, о необходимости введения в русских школах, и ВУЗах республики преподавания ряда предметов на киргизском языке, скорей всего не будет способствовать расширению русскоязычного пространства, а наоборот может привести к ускорению процессов ассимиляции русского населения. И это не единичный случай. Аналогичная ситуация присутствует и в Казахстане. Так два года назад, в республике разрабатывалась стратегия формирования новой гражданской идентичности, гражданской нации – казахстанцы. Этот процесс, согласно стратегии, должен происходить исключительно на базе казахской культуры и языка, объективно не способного взять на себя функции государственного.
По сути, это проект долгосрочной ассимиляции нетитульного населения страны, облечённый в законодательные формы. Но принятие этой стратегии большинством организаций российских соотечественников никак не комментировалось. Многие «соотечественные вожди» решили в тот момент просто отмолчаться, так как некоторые из них получают финансирование своей деятельности от Ассамблеи народа Казахстана, и из-за этих денег они зачастую наступают на «горло собственной песне».
В-третьих, отмечаются случаи, когда организации соотечественников используются российскими национал-ориентированными организациями для оказания влияния на внутриполитическую ситуацию в самой России, с целью дискредитации существующего политического режима.
Например, в Казахстане, в преддверие проведения выборов Президента РФ ряд активистов-соотечественников, распространяли призывы к бойкоту выборов среди граждан России, проживающих за рубежом. Нередки стали случаи, когда организации соотечественников открыто поддерживают российские политические структуры неконструктивной оппозиции, распространяя заявления о поддержки их борьбы с действующим режимом, или проводя аналогичные акции в стране проживания.
Иногда, право слово, доходит до курьезных случаев: организация, называющая себя соотечественной, беззастенчиво и оголтело критикует кремлёвское руководство, не забывая, при этом, обращаться в посольство (России) за причитающейся ей «по закону» поддержкой со стороны той же российской власти.
И, в-четвёртых: нельзя исключать возможности использования русских этнических объединений западными спецслужбами. Заокенские спонсоры могут в таком случае подставить РФ. Властями же стран проживания такая деятельность может также быть расценена как попытка России влиять на внутреннюю политику государства посредством организаций соотечественников.
Ко всему перечисленному мной следует добавить, что такие организации стремятся войти в страновой совет, и в лучшем случае занимаются в нем имитацией деятельности по поддержке российских соотечественников, распределяя финансовые потоки МИДа РФ между собой, в худшем же – ими может проводиться антироссийская деятельность, направленная на ограничение усилий по продвижению интересов России.
В целом, складывающаяся ситуация может привести к последствиям, которые могут негативно сказаться на внешнеполитической деятельности России.
- Ну, а что можно сделать для ликвидации этих тенденций, недопущения их дальнейшего роста и развития?
- Предотвратить развитие негативных сценариев возможно путем выработки на нормативно-правовом уровне понятия «организация соотечественников» и исчерпывающего списка критериев, которому она должна соответствовать.
Пока существующее законодательство установило только отличительный признак соотечественника – это «лица, относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией».
Такой подход обязывает поддерживать любую зарубежную организацию – допустим, ту же организацию русских аргентинцев, потомков пособников гитлеровского фашизма, призывающую реабилитировать генерала Власова и атамана Краснова, воевавших, по их мнению, не с Россией, а против Советского режима.
- И каковы критерии, которые будет определять «соотечественную» дееспособность той или иной организации?
- К ним следует отнести:
1) регистрацию юридического лица в виде общественного объединения российских соотечественников, что должно четко прописываться в уставе;
2) наличие определенного количества зарегистрированных членов организации;
3) присутствие в уставе целей и задач по защите прав и интересов российских соотечественников и оценка этой деятельности;
3) наличие эффективных СМИ и социально-политической активности;
4) и самое главное осуществление реальной деятельности по формированию положительного имиджа России в стране проживания.
Эти меры помогут оздоровить и активизировать деятельность страновых советов, и в целом создать предпосылки к оформлению из них единой международной организации соотечественников, которая станет действенным партнером Российской Федерации во внешней политике. И один из будущих всемирных конгрессов соотечественников мог бы стать учредительным форумом такой организации.
В противном случае, Русский мир может в ближайшее время безвозвратно сжаться как шагреневая кожа.
беседовал Илья Намовир
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|