Но осталась масса бюрократических барьеров на пути к переселению в Россию
Государственная дума приняла в первом чтении поправки к закону о получении гражданства РФ, теперь в рамках программы по переселению соотечественников на историческую землю получение гражданства будет упрощено. Отменены экзамен на знание русского языка, требование пятилетнего пребывания в стране, подтверждение источника доходов. Законопроект вызвал чуть ли не панику - многие испугались, что толпы мигрантов теперь заполонят улицы страны. Наш эксперт, руководитель Института стран СНГ Константин Затулин объясняет, что поправки к закону касаются только программы по переселению
соотечественников, которые жили на территории СССР, чьи предки являются русскими. Эти люди априори знают русский язык, таких наших соотечественников за рубежом 17%.
Речь не о мигрантах, а соотечественниках
Законопроект находится в процессе принятия: прошел первое чтение, и к нему есть поправки, самые разные - как ужесточающие условия, так и облегчающие условия получения гражданства. Но этот закон в любом случае пойдет на пользу, ибо речь идет не о мигрантах, а соотечественниках. И шумиха по этому поводу, которую иногда пытаются поднять, широкая трактовка документа как открывающего двери в Россию для всех-всех-всех узбеков, таджиков и чуть ли не жителей африканского континента не соответствует действительности. В данном случае речь идет о соотечественниках, и не просто о соотечественниках за рубежом, а о тех из них, которые решили сменить свою страну проживания и переехать в Россию.
Программа добровольного переселения соотечественников стартовала в 2007-2008 годах, и на самом деле, по содержанию она, конечно, поставлена не на высоте, хотя сам факт уже можно оценивать положительно. Ибо чиновники, которые писали ее, наделали массу бюрократических ошибок и самое главное - не сняли бюрократические барьеры на пути переселения в Россию.
Самое главное препятствие для того, чтобы человек сменил место проживания и переехал в Россию, связано с экономическими условиями, с тем, что это серьезное жизненное решение - жить на одном месте, а потом заново начать жить на другом.
Наша программа слабовата для того, чтобы человек, ответственно относящийся к себе, к своим детям и потомкам, мог принять такое решение. Поэтому сейчас Федеральная миграционная служба, правительство, спасая реализацию этой программы, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы люди принимали решение о переезде в Россию.
В самой программе, как и в законе о гражданстве, не содержится определение, кто же такие соотечественники, оно содержится в другом государственном законе - о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом, в законе, который был принят в 99-м году и переутвержден в другой редакции несколько лет назад прошлым составом Государственной думы.
Из определения соотечественника следует, что относят себя к таковым, прежде всего те, кто принадлежит к народам, которые исторически проживают на территории России. В том числе те, кто прежде были гражданами Советского Союза, подданными Российской Империи, их наследниками по прямой линии, жившими на территории нынешней России. На это нужно обратить особое внимание, так как речь идет не обо всех живших в Советском Союзе и не о всех живших в Российской Империи, включая поляков, финнов. Речь идет о тех, кто, будучи подданным Российской Империи или гражданином Советского союза, жил на территории нынешней Российской Федерации, в границах нынешней Российской Федерации.
Если судить по последней переписи населения, то у нас на территории России живет 193 разных народа, включая голландцев, нигерийцев и так далее. Они же не являются исторически проживающими в России, они просто по факту живут здесь. А вот кто эти народы - это лакуна в нашем законодательстве, и она должна быть исправлена.
При этом соотечественниками можно называть всех "принадлежащих к народом, которые нигде не нашли, кроме России, своего государственного национально-культурного самоопределения". Именно из этой формулировки становится ясным, что к соотечественникам относятся те, кто живут действительно в России и нигде, кроме как в России, другой государственности не имеют. Это значит, что выходцы из западной Украины – у них есть свой очаг, есть государство Украина, они нашли свое государственное самоопределение в рамках этого государства, так же как казахи в Казахстане, так же как евреи в Израиле. А вот русские, татары, якуты, адыги – нигде как в России национального государственного самоопределения не нашли, и это должно быть учтено. Именно на них должны быть распространены льготы, связанные с понятием "соотечественник", в том числе и по предоставлению гражданства.
Пятилетний стаж проживания нужно было давно отменить – это дурость!
Если вернуться к закону, то экзамены по русскому языку все-таки не стоило бы снимать. Сам по себе экзамен по русскому языку не мешает, если, конечно, он честно принимается и если он не станет коррупционным инструментом в руках чиновников, которые попробуют создать такие условия принятия экзаменов по русскому языку, при которых Лев Толстой с Федором Достоевским были бы признаны незнающими русский язык.
Что касается вида на жительство и пятилетнего срока проживания, в этом, безусловно, я поддерживаю авторов закона и депутатов, которые проголосовали за отмену этих норм. Ведь это настоящее издевательство - люди у нас на работу не могут устроиться, потому что они не граждане, потому что они не имеют крыши над головой, а крышу над головой не могут получить, потому что нет источников для существования, в свою очередь, источник существования не могут получить, потому что – читай выше – нет гражданства. Получается замкнутый круг, и, конечно, стимулом для переселения в Российскую Федерацию это не служит.
За предыдущие годы, по нашим данным, не больше 80 тысяч человек переселилось в Россию, хотя планы были наполеоновские, и затраты на развитие структур Федеральной миграционной службы для создания центров, которые должны проводить агитацию по добровольному переселению, были затрачены гораздо большие, чем полученные средства от этого переселения. Эти планы, которые строились, оказались абсолютно липовыми именно потому, что ни стимулов, ни условий не было создано.
При этом, надо отметить, что не происходит более широкого обсуждения проблем российского гражданства, взаимодействия с нашими соотечественниками, ибо речь должна идти не только о тех, кто собирался переселиться в Россию. Речь в целом должна идти о наших соотечественниках за рубежом, а их миллионы, 17% русских живут за рубежом, в ближнем зарубежье, и совсем не обязательно нам требовать от них переселения в Россию, если они будут чувствовать себя комфортно и с точки зрения интеграции, которая, как мы рассчитываем, будет развиваться на постсоветском пространстве.
И если у них есть просьба о гражданстве, то эта просьба о гражданстве купируется требованием в нашем законодательстве, которое никуда не ушло, и после этих поправок все равно сохранится: прежде чем обратиться за российским гражданством, вы должны выйти из гражданства другого государства - а вот это то бревно, которое лежит поперек всякой нашей работы с диаспорами за рубежом.
Ибо нет там необходимости требовать, чтобы люди, живущие в Крыму, Севастополе выходили из украинского гражданства, брали бы российское гражданство. И надо дать возможность, которую наша конституция предусматривает, которая ей не противоречит, иметь второе гражданство. Такого рода работу можно было бы провести, и тогда мы бы не теряли русских, которые ассимилируются и теряют связь с Россией в условиях нынешних этнократических государств на пространстве СНГ, которые проводят политику ассимиляции – вот это пока остается за кадром, пока не становится предметом заботы. У семи нянек дитя без глазу: хотя, вроде бы, есть уполномоченные ведомства, но они эту проблему обходят стороной. Между тем, важно, чтобы люди в Крыму оставались русскими, в Севастополе, на Украине. Это безголовая политика, при которой мы форсированным путем хотим переселить русских из восточной Украины, из Крыма, из Белоруссии, из Казахстана. Если мы переселим всех русских из этих стран, то политика этих стран изменится в отношении России – нам этого не нужно!
В Туркмении или Азербайджане нечего делать русским, но в Украине, Казахстане и Белоруссии совершенно точно необходимо наличие мощной российской диаспоры, как факта нашего влияния. Поэтому нужно создать любые возможности, чтобы русские в этих странах оставались жить и чувствовали себя полноценно, и чтобы они не теряли связь с родиной, чтобы у них было русское гражданство наряду с гражданством Украины, Белоруссии и Казахстана. Эти вопросы не решены, и даже не поставлены на официальном уровне.
Но, кроме гражданства, нужно создавать льготно-экономические условия, нужно давать им землю, нужно освобождать их от налогов на достаточно длительный период обустройства, нужно облегчать им кредитование, чтоб они начинали свое дело. В государственной программе стимулы не оценены и потому не происходит того, о чем мечталось, о чем говорилось – массового возвращения русских на свою историческую землю.
Руководитель Института стран СНГ Константин Затулин для
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|