Принятые Государственной Думой в первом чтении два законопроекта, посвящённые регулированию вопросов получения соотечественниками гражданства Российской Федерации, безусловно, отражают позитивную тенденцию.
Один из этих законопроектов вообще можно назвать долгожданным, потому что в случае его принятия снимется серьёзнейшая проблема получения российского гражданства детьми от браков, где один из родителей является иностранным гражданином.
Что касается второго законопроекта, то он имеет отношение к процедуре получения российского гражданства участниками Государственной программы переселения соотечественников. Предлагается исключить из перечня требований для переселенцев при оформлении российского гражданства предъявлять регистрацию по месту жительства. Это очень важный момент, если учитывать, что у подавляющего большинства участников этой Государственной программы после переезда в Россию нет собственного жилья, и поэтому они не могут зарегистрироваться по месту жительства. Сегодня из-за этих противоречий в законодательстве фактически создан теневой рынок купли-продажи фиктивных регистраций по месту жительства.
Вместе с тем хочу подчеркнуть, что при всей безусловной важности данных законопроектов, они не решают проблемы получения подавляющим большинством российских соотечественников гражданства Российской Федерации, особенно тем из них, которые уже переехали в Россию и проходят различные стадии натурализации в течение 5-8 лет.
Следует отметить, что не все соотечественники по тем или иным причинам желают участвовать в Государственной программе переселения. А если они в ней не участвуют, то путь к российскому гражданству для них фактически заказан.
Мы в Совете Федерации активно занимаемся этой проблемой. В сентябре 2012 года членами Совета Федерации И.М.-С. Умахановым, В.А. Фетисовым и Вашим покорным слугой был внесён в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на упрощение процедуры приёма в российское гражданство соотечественников – причём как проживающих за рубежом, так и переехавших в Россию самостоятельно без участия в Государственной программе. Этот законопроект соответствует позиции Президента Российской Федерации В.В. Путина, которую в декабре 2012 года он изложил в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.
Предварительное обсуждение нашего законопроекта в СМИ и на различных парламентских площадках дало основание сделать вывод о том, что в нашем законодательстве само определение понятия «соотечественник за рубежом» нуждается в корректировке. Мы исходим из того, что соотечественниками должны признаваться представители коренных народов Российской Федерации, проживающие за рубежом. А это, в первую очередь, русские, а также другие народы России – татары, башкиры, карелы, удмурты и другие. Соответствующие поправки в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в Комитете Совета Федерации по международным делам уже подготовлены.
Уверен, что совместная работа Совета Федерации, Государственной Думы, общественных объединений соотечественников на этом направлении позволят уже в 2013 году восстановить справедливость по отношению к миллионам наших соплеменников, которые остались в 1991 году за пределами своей исторической Родины и имеют все моральные основания на получение российского гражданства в упрощённом порядке.
Владимир Джабаров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам
Подготовил Фидель Агумава
«Парламентская газета»
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|