В сердце России
Из космоса Москва похожа на большую клумбу. Застройки здесь чередуются с парками, а при создании цветочных композиций проявляется все буйство фантазии ландшафтных дизайнеров. В огромных надписях и оригинальных скульптурах, картинах, «написанных» разноцветными бутонами и листиками, даже самые скромные растеньица начинают играть новыми красками. Вот, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений от моего первого знакомства со столицей России. Ну а самое первое впечатление – это, конечно, знаменитые московские пробки. На дорогу от гостиницы в центре города до аэропорта «Шереметьево» у нас ушло минут на 20-30 меньше, чем на последующий перелет до Астаны.
И если для гостей столицы пребывание в пробках – это своеобразная экскурсия с возможностью не торопясь разглядеть окружающие кварталы, то москвичам, торопящимся по своим делам, не позавидуешь…
Москва читающая
Не позавидуешь и московским пешеходам. Во время первой небольшой прогулки по городу мы с подругой встретились и с «пробками» на тротуарах. Нет, я не о бесконечном скоростном потоке людей, который я, вопреки ожиданиям, так и не увидела, скорее всего, из-за особенностей программы. По некоторым тротуарам было сложно пройти потому, что они наполовину были заняты припаркованными автомобилями. И будь мы дамами более пышных форм, в некоторых случаях наверняка не обошлось бы без столкновений.
Впрочем, подобные неудобства с лихвой компенсируются богатыми впечатлениями и интересными встречами, за которыми не обязательно идти в картинную галерею или музей. К примеру, в подземном переходе неподалеку от Красной площади мы повстречали… Владимира Ленина. Правда, это был всего лишь мастерски загримированный актер, зазывавший пешеходов сфотографироваться с ним. Однако и живых знаменитостей здесь можно встретить в любое время.
Так, зайдя в «Дом книги», мы по счастливой случайности попали на встречу с одним из самых издаваемых русских писателей Михаилом Веллером, представлявшим читателям свою новую книгу «Мишахерезада» - сборник рассказов-воспоминаний о жизни в СССР.
Предложив собравшейся читающей публике (которая, по большей части состояла из дам почтенного возраста и почему-то ассоциировалась у меня с фразой «последние коренные москвичи») беспардонно задавать вопросы, автор рассказал о тех страницах своей биографии, которые дали основу новому сборнику рассказов: об изобретательности советских студентов и собственных приключениях на огромных просторах Союза (например, о путешествии на спор из Ленинграда на Камчатку без копейки денег). После такой презентации было сложно не купить новую книгу и не зачитаться описанными в ней веселыми историями из жизни и бытовыми подробностями. Легко и просто автор знакомит читателя с советскими реалиями, настроениями и порядками, передает свои ощущения и настроения прошлых лет. «Дорога в жизнь начиналась с водки с картошкой. Водку пили, картошку собирали, совмещение этих занятий называлась счастье труда». В общем, о таком Советском Союзе не прочитать в официальной печати. Зато, наверное, прочитав такую книгу, молодое поколение с большим интересом станет расспрашивать старших о прежних временах. Так, например, один из рассказов – «Что почем» - полностью посвящен советским ценам от булочки из школьного буфета за 60 копеек до квартплаты за трехкомнатную квартиру со светом и теплом «в месяц в десятку».
Поражает и меткость сравнений автора, его умение передать в одной фразе целую палитру эмоций и впечатлений: «Жрал он, как гибрид удава с мясорубкой», «И всю жизнь самый тоскливый для меня звук депрессии - это звонок будильника». Знакомо?
В общем, название говорящее – рассказы автора не менее увлекательны, чем сказки Шахерезады. Кстати, именно так – «Мишахерезада» - участники экспедиций, в которых побывал автор, называли его за увлекательные вечерние рассказы у костра.
Закрывая такую книгу, как правило, грустно прощаться с автором. Издатели это предусмотрели, опубликовав в ее конце подробную классификацию творчества с указанием, что лучше прочесть для ума («Все о жизни»), а что - для хорошего настроения («Легенды Невского проспекта» и «Легенды Арбата»). Находясь под впечатлением, я озадачилась прочитать весь список, благо, что во Всемирной паутине найти эти тексты несложно.
Впрочем, мы отвлеклись от нашей прогулки по Москве, точнее, лишь по некоторым ее культурным достопримечательностям, включенным организаторами нашей поездки - Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
Добавлю напоследок лишь еще один штрих о «Москве читающей» - на Арбате есть развалы со старыми книгами, где «все по 10 рублей». Тут уж нашим книголюбам впору позавидовать жителям одного из самых дорогих городов мира…
Изобретатель цветомузыки
Первым пунктом культурной программы, подготовленной для группы творческой молодежи из стран СНГ, стал поход в Мемориальный музей русского композитора А. Н. Скрябина. В этом доме Александр Николаевич снимал квартиру в последние годы своей жизни (1912-1915) и она была своеобразным культурным центром Москвы, в котором собирались философы, художники, театральные деятели, поэты-символисты.
В мемориальной квартире композитора собрана и воссоздана вся обстановка периода его проживания: мебель, личная библиотека, предметы искусства и музыкальные инструменты.
Музыканты, посещающие музей, как правило, задерживаются у шкафчика со слепком правой руки, сравнивая пальцы композитора со своими. А экскурсоводы при этом обращают внимание на то, что рука композитора была «переиграна», в связи с чем Александру Николаевичу пришлось отказаться от запланированной карьеры концертирующего пианиста – в течение некоторого времени он вообще не мог выступать.
Проходя по комнатам дома-музея, словно переселяешься на век назад. Некоторым участникам нашей группы даже в какой-то момент показалось, что они ощущают присутствие хозяина.
Кстати, даже если вы предпочитаете прослушиванию произведений известных композиторов прошлых столетий поход на дискотеку, вы все равно сталкивались с изобретением Скрябина. Каким образом? Оказывается, именно Александр Николаевич «изобрел» цветомузыку, благодаря своей уникальной особенности – он воспринимал звуки как цвета. В его доме-музее хранится цветовой круг из разноцветных лампочек, соединенных с музыкальными клавишами. Таким образом композитор передавал окружающим ту цветовую картину, которую видел сам. Конечно, тогда это не было судорожным мельканием, а лишь плавным переключением, окрашивавшим комнату в разные цвета.
Мемориальная квартира композитора - не просто музей для избранных ценителей, которые аккуратно ступают по комнатам в бахилах, с интересом внимая экскурсоводу. Директор музея Александр Иванович Лазарев рассказал о ближайших планах. В собственность музея передали соседнее здание, которое после реконструкции станет большим культурным центром, в частности, в нем будет оборудован концертный зал. А во дворе планируется организовать летнюю музыкальную площадку. В общем, в ближайшее время посещение музея Скрябина может стать вполне модным времяпрепровождением.
Ну а самым известным местом паломничества туристов всех времен и народов в Москве по-прежнему остается Кремль. И мы, конечно же, не стали исключением.
Бесценные сокровища
Одной из самых увлекательных экскурсий для нас стал поход в Оружейную палату Московского Кремля. В этой сокровищнице собрано не только оружие, но и тысячи других бесценных предметов, веками составлявших царскую казну, искуснейшие изделия российских мастеров, подарки зарубежных гостей, воинские трофеи, символы государственной власти. К сожалению, съемка в залах была запрещена, поэтому придется ограничиться лишь словесным описанием.
Пожалуй, самые интересные залы – те, в которых представлены царские регалии и одежды. Венец коллекции музея – знаменитая шапка Мономаха, которой венчались на царствование все русские цари вплоть до Петра Великого. Кстати весит этот головной убор совсем немного – около семисот граммов, так что выражение «Тяжела ты, шапка Мономаха» отражает лишь «тяжесть» бремени царской власти.
Даже тех, кто не раз читал и слышал о том, как преображали дамские фигуры узкие корсеты, поражают стоящие в витринах музея оригиналы их платьев с 40-50-сантиметровыми талиями. Среди представленного многообразия царских и дворянских одежд и костюм самого Петра Первого, а также его сапоги «с секретом». Императору, обладавшему ростом более двух метров, было довольно неудобно передвигаться на ногах 37-го размера (потому он и был вынужден ходить с тростью). Дабы хоть немного облегчить жизнь государю, специально для него изобрели специальные «сапоги-матрешку»: на сапог, сшитый по ноге, одевался еще один, большего размера, чтобы увеличить площадь стопы.
Помимо царских и придворных нарядов в музее хранятся и облачения священников. Самое впечатляющее из них – саккос митрополита Никона, изготовленный из золотой парчи и обшитый жемчугом и золотыми пластинками. Весит такое одеяние 24 килограмма! Как тут не вспомнить про здоровый дух в здоровом теле?
Поражают своей роскошью и царские троны, украшенные драгоценными камнями. Чего стоит только трон Алексея Михайловича, изготовленный из сандалового дерева, облицованный золотыми и серебряными пластинами с мозаикой из бирюзы и девятисот алмазов! Еще один знаменитый экспонат зала - единственный в мире двойной трон, созданный специально для братьев – пятнадцатилетнего Ивана V, отличавшегося слабым здоровьем, и десятилетнего Петра I, которых короновали на царствование вдвоем. В спинке трона вырезано окошко, в которое когда-то царевна Софья подсказывала, как отвечать иностранным послам, поражавшимся смышлености юного Петра. Впрочем, уже тогда он был сметливее своего соседа по трону.
Здесь же представлена и уникальная коллекция из 24 экипажей российских царей: от громоздких карет, которые разворачивались еще «вручную» царскими слугами, которые шествовали рядом, до легких прогулочных колясок.
Среди богато украшенной утвари за особую оригинальность следует отметить чарки для крепких напитков. Минздрава, предупреждающего о вреде злоупотребления алкоголем, тогда еще не было, но мастера, изготавливавшие эту специальную посуду, уже наносили предупредительные надписи на свои изделия: «Невинно вино, проклято пьянство», «Повторить - сердце увеселить, утроить - ум устроить, много пить - дурну быть».
Еще одна знаменитая коллекция музея - яйца Фаберже. Они, словно исторический календарь, передают настроение времени, в которое были изготовлены. В мирное время – богато украшенные, с затейливыми «секретами». Например, «Московский Кремль»: миниатюрные копии кремлевских башен поддерживают увенчанное золотой главой яйцо из оникса. А в годы войны и искусственные пасхальные яйца были поскромнее, с подставкой в виде снарядов. Еще одна интересная работа - яйцо с точной копией сибирского поезда. На миниатюрных вагонах даже надписи нанесены: «1-го класса», «2-го класса», «для курящих», «для дам», «для мужчин», «для почты».
В общем, гулять по Оружейной палате можно часами, но нас уже ждут новые впечатления, за которыми мы отправимся в байк-клуб «Ночные волки».
Полигон творческих железок
Что можно сделать с отработавшим свое железом? В лучшем случае – сдать на металлолом. Но такой вариант – не для байкеров из клуба «Ночные волки». По словам самого президента Российской ассоциации байкеров, бессменного вожака «ночных волков», легенды российских дорог Александра Залдостанова (Хирурга), в своем логове они устроили настоящий «полигон творческих железок», а получивший вторую жизнь металлолом обладает колоссальной энергетикой. Как шутит лидер «Ночных волков», друзья уже тащат к ним старые железки в качестве подарка.
Территория клуба – идеальное место для байкеров: вдали от домов, на территории Москвы и с хорошим подъездом. Когда-то заброшенная территория, превратившаяся в несанкционированную свалку, была одним из криминогенных районов. Однако в какое-то время территорию клуба пришлось даже отстаивать от других претендентов на земельный участок.
На строительство клуба ушло четыре года, но и по сей день здесь что-то изобретается, строится, сооружается. Все творится исключительно на вдохновении, без всякого проекта, но каждая вещь находит свое единственно верное применение. К примеру, столб, стоявший на территории еще до прихода «Ночных волков», стал основой световой лестницы. А входные двери в расположенный на территории центра ресторан «Sexton» («Могильщик»), где проходят живые рок-концерты, изготовлены из разрезанной пополам металлической бочки. Каждое сооружение в определенный момент начинает работать, двигаться, испускать дым или пламя. Так, например, нам продемонстрировали работу установок, имитирующих снежную бурю. Только три из них создали такую «снежную» пелену, что с трудом было видно окружающих. А всего на территории клуба больше двадцати таких установок и другого оборудования для производства спецэффектов, позволяющих организовывать самые необычные программы. К примеру, в определенный момент в такт музыке «выплевывается» огонь. Команда профессионалов может и любит делать весьма нестандартные, эффектные вещи. К примеру, один может проехать на мотоцикле по стальному тросу, другой - играть мелодию, не обращая внимания на то, что его охватывает пламя, а потом еще и спрыгнуть с высоты и при этом попасть в бассейн!
Здесь даже «елки» для детей устраивают! Причем, если поначалу байкеры категорически не хотели быть «няньками», то при подготовке второй «елки» желающих было человек по пять на одну роль, причем, даже из числа тех, кого никак не ожидали увидеть на сцене. И если сам Александр Залдостанов говорит о том, что его в раннем детстве такой новогодний праздник мог бы напугать, то для современных детей сказка о сражении добра со злом, о защите Святой Руси от нечисти в исполнении суровых байкеров – захватывающее зрелище, в котором они и сами не прочь поучаствовать. Ребенка, воспитанного на современных мультфильмах и играх, треском мотоциклов и пиротехникой уже не напугаешь.
Впрочем, даже без демонстрации спецэффектов, территория клуба поражает своим уникальным дизайном.
Но, по словам Хирурга, площадка пока не отрабатывает свои огромные возможности даже на 70%. Одна из причин тому – летом «Ночные волки» выбираются вместе со своим оборудованием на проведение байк-шоу в других городах. Популярность шоу растет с каждым годом. К примеру, Международное байк-шоу, посвященное 750-летию основания Калининграда, собрало не менее 200 тысяч человек.
В своей жизни клуб «Ночные волки» опирается на православные корни. Кстати, на входе в клуб установлена скульптура металлического волка на камне перед крестом, изготовленного также из отслужившего свое железа. «Как в добрые времена, при распутии дорог на Руси, воздвигали православные крест святый, чтобы всякий пеший или конный обратившись к нему благословение на путь сей обрел, сему поставлен и освящен крест сей, лета 2008 Р. Х.», - гласит надпись у камня.
«Ночные волки» - это клуб со своей богатой историей и уникальным «русским» лицом. И если кто-то считает, что культура российских байкеров деструктивна, он глубоко заблуждается. «Мы православные и мы - патриоты», - утверждают «Ночные волки» и доказывают слово делом, посвящая свои массовые действа к знаменательным датам российской истории.
Недели за две до поездки в Москву, смотря передачу с участием Александра Залдостанова, я и подумать не могла, что совсем скоро смогу увидеть этого легендарного человека лично. Также не ожидала и другого – возможности побывать на IV Московской биеннале современного искусства не с помощью увлекательного сюжета на «Первом канале», а оказавшись участником этой уникальной выставки, на которой посетители становятся участниками действа.
Переписывая миры
Конечно, оказаться на всех выставочных площадках не удалось, но и впечатлений от инсталляций, фотопроеков и видеоарта основного проекта «Переписывая миры», размещенного в Центре дизайна ArtPlay, было более чем достаточно.
Одно из основных произведений – звуковая инсталляция американки Сьюзан Хиллер «Свидетель»: в темном зале с потолка свисают сотни динамиков, из которых доносятся голоса на разных языках мира. Мне удивительно повезло – с третьего или четвертого раза я обнаружила в середине зала динамик с русской речью. Из него раздавался неторопливый и увлекательный рассказ о встрече с НЛО. На ту же тему «давали показания» и другие, иноязычные «свидетели». Кстати, возможность «подслушать» или «подсмотреть» представлялась посетителям на каждом шагу. Несколько экспонатов представляли собой, по сути, демонстрацию видео, которое может посмотреть только один человек, сквозь небольшое окошко, «замочную скважину» или «окуляр микроскопа».
Изображения античных скульптур в современных одеждах (авторы - Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет), например, Ганимеда в джинсовых шортах, бронзовая скульптура кентавра, который, по версии представителя лейпцигской школы Нео Рауха выглядит как получеловек-полуконь в пиджаке и с двумя канистрами в руках, "Спиральный лабиринт I" Йеппе Хайна из узких вертикальных зеркал, миниатюрные деревья из бумажных пакетов «Макдональдса» ("Смотрите - лес" Юкен Теруя) располагают к философским размышлениям.
Но больше всего поглощают «интерактивные» экспонаты. К примеру, печатная машинка Кристы Зоммерер и Лорана Миньоно («Жизнеписец»): на листе появляются полчища пауков, поедающих буквы.
Чтобы заработал «Медиапузырь» эстонца Тима Тоостса, нужно встать в его середину, на деревянный круг, а еще лучше раскрутить его и… просто не успеете следить за окружившими вас текстами нескольких сообщений. Кстати, один из участников нашей группы, режиссер из Баку Эльвин Мирзоев, находясь в «Медиапузыре», даже увидел свою фамилию. Совпадение или еще один способ «переписывания миров» с участием посетителей?
Не нашлось желающих испытать «Большую зеленую голову» группы «Электробутик». Как утверждала сопровождающая надпись, чтобы экспонат заработал, нужно было встать в центр круга, поклониться большой зеленой голове и раздеться до пояса.
И уж совсем захватывает дух и затягивает, отрывая от реальности, «Тень-2» индианки Шилпы Гупты. Заходя в пустую комнату, зритель поначалу видит на ярко освещенной стене только свою тень. Затем к его ногам «прилипают» поднявшиеся темные волны, на стене появляются пустые квадраты, которые превращаются в окна, если посетитель, точнее, его тень, постучится в них. Окна исчезают, и по стене с тенями зрителей пролетают птицы. И вдруг слово появляется еще одна стена с окошками, сквозь которые видны посетители, но уже в застывших позах. Стена исчезает, тени оживают, но рядом с ними появляются новые проекции несуществующих в комнате людей. Девочка-тень подходит к теням зрителей и начинает танцевать. К ней можно присоединиться, нужно только попасть в заданный такт. А затем придется и вовсе проявить чудеса ловкости и скорости – на тени зрителей начинают падать маленькие домики. И если первые еще можно стряхнуть с собственной головы или пнуть в сторону, то постепенно «домопад» засыпает все свободное пространство. И снова появляются птицы. А через несколько секунд история повторяется….
Современное искусство, представленное на Московской биеннале, уже не предполагает молчаливого созерцания зрителей, а ждет от них активного соучастия и сотворчества. Но как бы ни переписывали миры авторы инсталляций, есть в мировой культуре традиции, актуальные во все времена. И никакое соучастие в современных арт-проектах не заменит того восхищения, которое вызывают изделия народных мастеров.
Красота рукотворная
Не просто полюбоваться на изделия русских мастеров, но и приобрести себе предметы народного творчества на память, а также провести праздник в соответствии со всеми русскими традициями – такую возможность в Москве предоставляет Национальный культурный центр «Российский подарок». Конечно, цены на предметы народного искусства были очередным подтверждением высокого мастерства их авторов. По крайней мере, для среднестатистического североказахстанца они автоматически превращали торгово-выставочные залы в просто выставочные. Однако и знакомство с лучшими образцами народных промыслов со всех уголков России само по себе уже было огромным подарком нашей группе от организаторов поездки.
Одних матрешек – символов России - здесь собраны сотни: семеновские с яркими цветами на передниках, светловолосые северные, тверские, «наряженные» в платья с целыми картинами, посвященными единому сюжету для каждой семьи, и даже «Матрен», точнее – Дед-Мороз-матрешка. И этой витриной знакомство с богатством видов русской народной игрушки только начиналось! Деревянные лошадки, «Петрушки», свистульки и прочие маленькие радости, изобретенные в прошлые века, лишь подготавливали посетителей к вершине коллекции – куклам. Каждый кукольный человечек - и крестьянин, вышедший отпраздновать масленицу и покататься на чертовом колесе, и купец в дорогом кафтане, и боярыня в расписном платке, и Снегурочка в узорном кокошнике – был результатом труда нескольких народных умельцев. Миниатюрные валеночки, лапотки и тулупчики, деревянные расписные ведерки, кружевные переднички, тканые рушники и цветастые платки – все это делалось разными мастерами, в строгом соответствии с технологиями, по которым работают и над большими изделиями.
Тульские самовары, жостовские подносы и другая посуда из хрусталя, фарфора, дерева, изготовленная на современных фабриках по старинным традициям, уже не требует от мастеров таких затрат сил и времени, как в царские времена, и не украшена драгоценностями, как шедевры из Оружейной палаты, но, как и старинные прототипы, достойна даже царского стола.
Статуэтки, шахматы, письменные наборы из камня, бизнес-наборы с росписью «под хохлому», деревянные расписные ручки, берестяные шкатулки, палехские лаковые миниатюры и прочие шедевры – моги бы послужить лучшим в мире подарком для ценителя русской культуры.
Но особенно меня поразил стоящий в витрине музейного зала «пушистый» каменный кот – шедевр уральских камнерезов, изготовленный столь искусно, что не верилось в то, что это холодный камень.
Многие женские сердца были навсегда разбиты витринами с украшениями из янтаря, самоцветов, а также изготовленными с применением различных техник народных промыслов. Например, расписными фарфоровыми «гжельскими» сережками.
Ожидали модниц и другие сюрпризы: расписные платки и пуховые шали, проходящие сквозь обручальное кольцо, вышитые сарафаны. Кстати, в центре представлен и вариант школьной формы, изготовленный «в русском стиле», с использованием в качестве дополнений фрагментов вышивки, а также традиционных кружев, выполненных на фабриках народных художественных промыслов. Современные модельеры нередко используют в своих коллекциях народные традиции. Так, например, недавно под брендом «ALYA» была разработана модная коллекция меховых изделий, декорированных павлопосадскими платками.
Ну а для полноты картины русского гостеприимства сотрудники центра «Российский подарок» встретили нас целой программой знакомства с русскими традициями, с участием фольклорной группы «Крапива», которая в два счета научила гостей танцевать русские народные танцы, и казачьего ансамбля, а также щедрым русским застольем.
И это лишь малая часть впечатлений от пятидневного пребывания в Москве участников группы творческой молодежи из стран СНГ, которым теперь предстояло отправиться еще в одну столицу России – авиационную.
Инна НАГМЕТОВА, Петропавловск
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
|