*** Москва завершит переговоры с Астаной о системе ПВО до конца года *** Российский флот готовится к учениям. У берегов Сирии *** Дети из стран СНГ и ЕС побывают в Смоленске *** Герой Крымска: священник спас 50 человек *** В ответ на антирусские демарши «западенцев» Восток Украины может перестать дотировать Галичину

 

Последние комментарии

Последнее с форума

  • История нашей Родины. Вопросы, версии, ответы. (3)
    Иннокентий Срд 11 Июл 2012 - 22:27
  • С.Кургинян и "Суть времени" (60)
    Иннокентий Втр 10 Июл 2012 - 08:34
  • Старое Советское кино. (8)
    Иннокентий Втр 10 Июл 2012 - 08:19

Погода в Астане

Книги о казачестве для скачивания

Июня 2012 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
26 27 28 29 30  

Харьковская Большая Бабка почтила память героев-казахов

| Печать |
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(3 Votes)
25.06.2012 14:33

Сегодня, когда все внятней начинают озвучиваться и даже отчетливо претворяться в жизнь евразийские инициативы российского государственного руководства, поддержанные Беларусью и Казахстаном, впору напомнить и о той общности, что нас связывала в прошлом и сравнительно недавнем (общий Советский Союз), и в более отдаленном (общая Российская империя).

Мы как-то легко поддались обману и самообману о том, что разделившись, нам станет легче жить. Увы, не стало.

Более того, даже современные геополитические и кризисные экономические процессы подвигают аналитиков, проведя подсчеты, уверять, что для нормального функционирования нужно пространство потребления как минимум в 300 млн человек. Как мы помним, это и было примерно население СССР. То есть сам «реализм действительной жизни», как говорил Ф.М. Достоевский, подталкивает нас к союзничеству, к возвращению к единому пространству, пускай и на новой основе, на новых принципах. И дело ведь, добавим, не только в материальном благополучии. К такому движению навстречу друг другу побуждает единое прошлое, общая неделимая история, нерасторжимость общей многовековой памяти.

По последним оценкам историков и социологов, общие людские потери СССР в годы Великой Отечественной войны составили 26 млн 600 тыс. человек, из них мирного населения на оккупированной территории – 7 млн 420 тыс. человек. Пропавшими без вести и попавшими во вражеский плен числятся 5 млн 59 тыс. наших военнослужащих.

В дни, когда мы все, рожденные в СССР и в постсоветских государствах, вспоминали и день общей Великой Победы (невозможной друг без друга!), и день начала страшной войны, 22 июня, на Харьковщине, в селе Большая Бабка Чугуевского района состоялось открытие удивительной мемориальной доски.


Как рассказал глава Харьковского объединения «За культурно-языковое равноправие», председатель координационного совета русских организаций Востока Украины «Русское Вече» Геннадий Макаров, на мемориальной доске выбиты имена четырех бойцов, призванных в Красную армию из Казахстана и погибших на Чугуевщине в мае 1942 г. в ходе ожесточенных боев. Примечательная для нашего сообщения статистика: в годы войны на фронт ушли около 1 млн 200 тыс. казахов, из них погибли 410 тыс., а 125 тыс. пропали без вести.

Тут следует заметить, что в многонациональном Харькове, славящемся своей непридуманной, реальной многолетней толерантностью в вопросах веры и межнациональной жизни, существует Харьковское городское национальное общественное объединение казахстанцев «Бирлык». Представитель этого казахского землячества Макка Кораджанова, а также историк Татьяна Крупа рассказали на встрече, что в районе села Большая Бабка похоронены десятки, а возможно, и сотни воинов различных национальностей, что село во время тех ожесточенных боев шесть раз переходило из рук в руки и было освобождено 10 августа 1943 г. Через две недели, 23 августа, был освобожден и сам Харьков, взятием которого, как считают военные историки, завершилась Курская битва.

В новейшие времена поисковые отряды Казахстана совместно с казахским землячеством Харькова провели немалую поисковую работу. В с. Большая Бабка рядом со стелой в память о погибших односельчанах расположена и братская могила, на которой размещен список воинов Красной армии, павших в боях за село. Теперь этот траурный памятный список пополнен именами красноармейцев 202-го стрелкового полка 81-й стрелковой дивизии. Это – Бекенкоша Айдаргожиев, Отеш Карабасов, Койшан Токабасов, Кабды Ахметов.

Центральный архив Минобороны РФ дал справку, что в 81-й стрелковой дивизии за единую большую Родину воевали представители разных национальностей – русские, казахи, башкиры, осетины и другие. Казахов призывали в нее из Западного Казахстана – Актюбинской, Гурьевской, Уральской областей.

В торжественной церемонии отдания памяти четырем казахским воинам, советским героям, приняли участие представители местной и районной власти, сельчане всех возрастов, военнослужащие, члены Харьковской областной организации Всеукраинского союза советских офицеров (ВУССО).

На церемонию были вынесены государственные флаги Украины и Казахстана, Советского Союза и копия Знамени Победы. Нет никакого сомнения, что братские могилы в Большой Бабке будут ухожены и досмотрены. «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат, – уместно напомнил Г. Макаров. – Наши русские, украинские, казахские деды, которым было в годы Великой Отечественной по восемнадцать-девятнадцать лет, связали нас навечно. В этой братской могиле лежат породненные 423 брата-воина различных национальностей, и имена 83 из них нам еще предстоит установить».

Выступивший фронтовик гвардии рядовой Иван Тимофеевич Шеховцов, начавший войну в августе 1943 г. 17-летним добровольцем, наводчиком противотанкового орудия и имеющий на личном счету семь уничтоженных фашистских танков, трижды раненый, носящий в себе осколки от мин и на груди ордена «Славы», Отечественной войны, медали «За отвагу» и две «За боевые заслуги», высказал слова благодарности всем, кто осуществлял поиск имен погибших воинов. И даже вручил внуку воина, отыскавшему могилу деда, свою четырехтомную книгу «Дело Сталина-«преступника» и его защитника», которую фронтовик писал 17 лет. Это тот самый И.Т. Шеховцов, который за три года выиграл 17 исков к СМИ (к «Огоньку» и др.), опубликовавших некорректные антисталинские материалы. «Они, уроженцы Казахской ССР, – отметил ветеран в приветственном взволнованном слове, – воевали вместе со мной за освобождение братской республики, Украинской ССР, то есть единого большого Советского государства… Для меня Великая Отечественная война не закончилась, увы, в 1945-м году, я до сих пор продолжаю неравный бой с фашистскими прихвостнями, которые окопались в верхушке нашего государств, предали память наших солдат… И очень трогательно мне сегодня здесь быть свидетелем великого поклонения памяти. Обращаю свои благодарные и напутственные слова молодым поколениям: пусть они делами оправдают надежды их воевавших и павших прадедов».

Особо пронзительным стал момент возложения представителями всех поколений цветов к братской могиле, когда зазвучала из динамиков знаменитая песня «Стэпом» черкасщан А. Пашкевича и М. Негоды, не требующая перевода с украинского ни для русского, ни для казаха:
Степом, степом – людям жито жати,
Степом, степом даль махне крилом…
Мати, мати жде свого солдата,
А солдат спить вічним сном!
На поминальной церемонии присутствовали помощник военного атташе Казахстана майор Д. Дарбеков, Б. Адильгали – внук погибшего красноармейца О. Карабасова и его 16-летний сын Жанруслан. Их путь к памятному месту был непрост: семеро гостей из Казахстана пересекли шесть границ и привезли на могилу казахстанскую землю, вознеся здесь молитву над прахом своего деда-прадеда.

После торжественных траурных мероприятий гости посетили школьный исторический музей, который поразил гостей и ветеранов экспонатами периода СССР и, в частности, Великой Отечественной войны. Здесь – и фото тех, кто участвовал в подпольном антифашистском сопротивлении, и патефон с пластинкой «Песня о Соколе», и патронные гильзы, обнаруженные на местах боев, и даже фашистская листовка на русском языке, призывающая дезертировать из Красной армии. Но, как говорится, не на тех напали геббельсовские пропагандисты…

Хозяева и гости обменялись сувенирами, оставили записи в книге почетных посетителей. Дорогим гостям из Казахстана вручили извлеченные из земли отстрелянные гильзы советского образца. Этими патронами, возможно, их дед-прадед заряжал винтовку, ведя огонь по врагу.

Такие искренние, непосредственные контакты, так сказать, акты «народной дипломатии» дают для сближения и взаимопонимания народов порой больше, чем иные встречи на высшем уровне.

Главное же в этой памяти – нерушимость уз и преемственность поколений. И пока национально озабоченные элиты Алма-Аты не прекращают муссировать тему «казахизации всей страны», ставят вопрос о необходимости создания языковой полиции, которая по-жандармски карательно следила бы за соблюдением языковых норм (читай: плющила русский язык), мы видим, как граждане Казахстана сохраняют себя в едином культурно-историческом пространстве с русскими и украинскими братьями.

Русское единство

 


Предыдущие статьи:
Следующие статьи:

Понравилась статья? Поделиться:

 

Оставить комментарий


RSS - подпишитесь





Тихие войны красной империи

Русские в цифрах



Наши друзья


Павлодар Православный





@ 2009-2011 Arvedi.kz. Все права защищены. Контакты.