Вот уже почти два года в Воронежской области действует государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Сотни семей, воспользовавшихся возможностями программы, смогли переехать в Воронеж и начать новую жизнь.
Едва заметный южный акцент Валентина Полякова никак не вяжется с его славянской внешностью – светлыми волосами и голубыми глазами. Да и нечто неуловимое в манерах выдает в мужчине приезжего.
Валентин и вправду всего год назад переехал в Воронеж из столицы Молдавии – Кишинева. Приехал не один, привез сюда всю семью: жену с детьми, родителей, тещу и тестем, брата и даже тетю с дядей.
Его история несколько отличается от привычных историй переселенцев. Сначала он выбрал место жительства – Воронеж, даже приехал сюда «на разведку», и только здесь узнал о том, что существует Программа по переселению соотечественников.
– Эта Программа стала тем спасительным мостом, по которому бывшие граждане СССР могут приехать на жительство в Россию. Она заметно облегчила нам переезд, но, главное, дала возможность получить гражданство быстро и без проволочек.
Оформление гражданства – вопрос первостепенный, ведь устройство на работу, получение медстраховок и прочих документов напрямую зависит от наличия или отсутствия гражданства. Приехав в Воронеж, Валентин решил сразу же заняться привычным для себя делом – открыл частную парикмахерскую и стал предпринимателем. Он и в Кишиневе занимался малым бизнесом, который давал возможность безбедно жить большой семье. И вряд ли Поляковы отважились бы на такой сложный шаг как переезд теперь уже в другую страну, если бы не националистические настроения в Молдавии, раскачивающиеся с ритмичностью маятника, да ухудшающийся социально-экономический климат.
– В Молдавии политические настроения очень сильно влияют на жизнь простых людей. Мы здесь, в России, понемногу отвыкаем от этой политзависимости.
Кроме того, языковой барьер с каждым годом мешал жить полноценной жизнью. Валентин родился и вырос в Кишиневе, но необходимости изучать молдавский язык никогда не было. Языком межнационального общения всегда был русский. Но в последние годы ситуация изменилась – русский язык понемногу вытесняется не только из официальной жизни, он все реже звучит и на бытовом уровне.
А попала семья Валентина Полякова в одну из советских республик, наверное, также как и тысячи других тогдашних переселенцев – отца, военного по профессии, отправили служить в Молдавию. Там семья и осталась.
– Воронеж выбрали всей семьей, – рассказывает Валентин. – Критерии были простые: во-первых, это крупный город (для нас, жителей столицы республики, это важно), во-вторых, климат здесь умеренный (для детей и стариков - главное).
Кроме того, Воронеж по праву считается городом студентов, здесь много вузов – а это уже плюс на перспективу. Правда, сказать, что все далось легко, – не скажу. Уже после того, как Россия дала согласие нас принять, в Молдавии очень долго рассматривали дела и выдавали документы. Вообще, вся процедура оформления переезда казалась нам несколько унизительной. Мы, рожденные в СССР, русские по национальности люди, переехавшие в союзную республику не по своей воле, а по распоряжению государства, должны теперь доказывать свое право на жизнь в нынешней России! Если бы не Программа по переселению, мы въезжали бы в страну на таких же условиях, как и любой молдаванин, который далек от русской культуры и порой не говорит по-русски. Это несправедливо.
...Семье Поляковых в каком-то отношении было легче. Они выгодно продали в Кишиневе квартиру, и этих средств им хватило на аналогичное жилье в Воронеже. Поэтому проблем с регистрацией, с чем сталкиваются многие переселенцы, у них не возникло. Правда, пришлось переводить на русский язык все документы и заверять их у нотариуса, а на водительские права пришлось пересдавать заново.
– Вообще, переезд в другое государство связан с огромным количеством трат и расходов, – говорит Валентин. – Не представляю, как справляются люди, не имеющие материальных накоплений, для того, чтобы сразу купить здесь жилье. А ведь таких немало.
Пришлось помучиться и с бумажной волокитой. Но в Воронеже мы столкнулись с такими потрясающе отзывчивыми и терпеливыми людьми в миграционной службе. Низкий им поклон! Этим специалистам приходится ежедневно общаться с десятками людей, и для каждого они находят слова поддержки. Здесь вообще много хороших людей. Но когда говорят, что у каждого города свое лицо, надо уточнять, что и у жителя каждого города - своя характерная особенность.
Мы теперь понемногу привыкаем к воронежцам, а они – к нам. Мы вроде люди одной национальности, но немного отличаемся друг от друга, из-за разности элементов культур, на которых выросли. Но нам не привыкать. Оба моих деда – военные летчики, в свое время много помотались по стране. И дети их, кстати, родились даже не в разных городах – в разных республиках! И ничего, всегда жили в мире и согласии с коренными народами. А уж среди своих – обязательно освоимся, приживемся и будем счастливы!
Русский век
Предыдущие статьи:
-
- ">Выездная научно-практическая сессия «Русисты России – русистам СНГ». VIII Осенняя школа русистики
-
- ">В.Иноземцев: Гастарбайтеры не дадут модернизировать Россию. Так ли они нужны?
-
- ">Что же будет с Родиной и с нами? Новый порядок приобретения российского гражданства.
-
- ">Будет ли Россия спасать косовских сербов?
-
- ">Сериал о переселенцах?
Следующие статьи:
|